Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/francuzskie-banki-profinansiruyut-yamal-spg/102297/
|
Минэкономразвития и его французские коллеги нашли способ обойти санкции.
Минэкономразвития провело переговоры с французскими коллегами-чиновниками о возможности привлечь французские банки к финансированию «Ямал СПГ», несмотря на санкции, рассказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев после встречи с министром экономики Франции Эманюэлем Макроном. Удалось найти способ финансирования, безопасный для французских банков, – какой именно, Улюкаев не уточнил.
Париж хочет получить гарантии Вашингтона, что французские банки не попадут под санкции из-за финансирования проекта «Ямал СПГ», пишет AFP. «Это не проблема французских или европейских санкций, это проблема американских санкций», – отметил Макрон (цитата по AFP). «Французы хотели бы иметь гарантии, что они не попадут под санкции американских властей из-за участия в проекте «Ямал СПГ», ведь партнеры Total включены в американские санкционные списки», – добавил Макрон.
Проект «Ямал СПГ» предполагает строительство к 2017 г. завода мощностью 16,5 млн т СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения. Стоимость проекта – почти $27 млрд (по нынешнему курсу – около 2,16 трлн руб.), 150 млрд руб. вложено из фонда национального благосостояния (ФНБ). Попавший под американские санкции «Новатэк» владеет 60%, французская Total и китайская CNPC – по 20%. В конце 2015 г. китайский Silk Road Fund подписал соглашение с «Новатэком» о приобретении у него 9,9%. Планировалось, что 30–40% инвестиций в проект вложат акционеры, остальное составит проектное финансирование. Среди возможных кредиторов, кроме китайских и российских банков, в 2013 г. фигурировали арабские фонды, американский Экспортно-импортный банк и европейские банки (в том числе французские). После включения «Новатэка» в санкционный список переговоры шли в первую очередь с китайцами. На днях предправления «Новатэка» Леонид Михельсон рассказал, что китайские банки профинансируют «Ямал СПГ» в основном в евро и частично в юанях. 60% средств предоставит China Development Bank, 40% – China EximBank (суммы Михельсон не назвал, но ранее сообщалось, что китайские банки обещали $12 млрд). Сбербанк предоставит $3 млрд, Газпромбанк – $1 млрд под гарантии ЭКСАР. Также $3 млрд обещал ВЭБ – стороны договорились об этом кредите давно и проблем по нему нет, сказал Михельсон.
Вопрос, кто из французских банков будет финансировать проект, пока открыт, признается представитель Минэкономразвития. Переговоры о привлечении средств продолжаются, добавил представитель Total. Человек, близкий к участникам переговоров, рассказал, что кредиты будут предоставляться под гарантии французского экспортно-импортного агентства COFACE.
Рассматривались разные схемы организации французского финансирования, в том числе предоставление средств на строительство танкерного флота (см. врез), рассказал источник, близкий к одной из сторон переговоров. Схема, где финансирование идет опосредованно через контрагентов-поставщиков, позволит обойти санкционные запреты, считает руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян. По его словам, финансирование не может быть связано с компаниями, которые попали под санкции, даже гарантиями, залогами или иными видами обеспечения. «Поэтому так важны переговоры с французами – чтобы убедить партнеров полностью взять на себя кредитные риски», – подчеркнул он.
Представители «Новатэка», Росбанка (группа Societe Generale) и BNP Paribas отказались от комментариев, представители минэкономики Франции, «Ямал СПГ» и Credit Agricole не ответили на вопросы.
Какой флот нужен
Всего для проекта нужно 16 газовозов, из них шесть построят канадская Teekay LNG и китайская China LNG Shipping, пять – греческая Dynagas с китайскими China Merchants Energy Shipping и Sinotrans Shipping, четыре – японская Mitsui OSK с китайской China Shipping Group, один – «Совкомфлот» (он уже почти готов).