Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/urals-40-za-barrel-i-kurs-6575-rub-za-dollar-v-2016-godu-ugrozhayut-rostom-byudzhetnogo-deficita-do-52-vvp/101121/
|
Цена на нефть марки Urals $40 за баррель и курс 65,75 руб. за доллар в 2016 году угрожают ростом бюджетного дефицита до 5,2% ВВП (более 4 трлн руб.).
Не хватает 4 трлн
Самый негативный сценарий Минфина предполагает выход за пределы 3-процентного лимита бюджетного дефицита на 2,2 п.п. (до 5,2% ВВП). В таком случае, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина и уложиться в 3-процентный дефицит, понадобится сокращать бюджетные расходы на 1 трлн 173 млрд руб. Эти расчеты содержатся в докладе Минфина «о сбалансированности федерального бюджета на 2016 год», с которым удалось ознакомиться РБК.
Доклад уже обсуждался 4 декабря на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. А 9 декабря на совещании президента с членами правительства Шувалов сообщил, что «сейчас Минфин предоставил доклад в правительство о том, что при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре нам придется серьезно отнестись и к тем расходам, которые предусмотрены в законе о бюджете».
Минфин, как следует из документа, рассчитал две группы рисков, при которых бюджет следующего года не справляется с поставленной президентом задачей во что бы то ни стало уложиться в дефицит не более 3% ВВП. Одобренный на этой неделе уже обеими палатами парламента бюджет рассчитан исходя именно из дефицита в 3%. Риски, проанализированные Минфином, в основном связаны с возможным неисполнением макроэкономического прогноза, заложенного в бюджет.
К первой группе (вариант I) Минфин относит неисполнение прогноза по объемам добычи и экспорта углеводородов (осенью Минэкономразвития увеличило прогноз по экспорту нефти на 4 млн т). Более низкой может оказаться и прибыль ЦБ, перечисляемая в бюджет. В 2016 году правительство решило направить 90% прибыли ЦБ за 2015 год (56 млрд руб.) на бюджетные расходы. Теперь Минфин допускает, что прибыль Банка России может оказаться на 34 млрд руб. меньше ожидаемой. Кроме того, указаны риски недопоступления соцвзносов и курсовая переоценка расходов.
Если материализуется вариант I, то бюджетный дефицит возрастает до 3,6% ВВП (2,8 трлн руб.). В этом случае его все еще можно будет покрыть средствами Резервного фонда. Но вместо ожидаемых остатков на конец 2016 года на уровне 1 трлн руб. в нем останется вдвое меньше — 623 млрд руб.
Более серьезная проблема описана во второй группе рисков (вариант II).
Потери возможны даже при сохранении среднегодовой цены нефти на запланированном уровне $50 за баррель, но при укреплении рубля до 58,5 руб. за доллар (в макропрогнозе и принятом бюджете заложен курс 63,3 руб.). В совокупности с первой группой рисков потенциальный дефицит возрастает уже до 4,1% ВВП. А если цена российской нефти все же опустится до $40 в среднем за 2016 год (такая цена сейчас держится уже больше двух недель) и рубль ослабеет до 65,75 руб. за доллар, дефицит бюджета увеличится до 5,2% ВВП. В рамках этого предельно негативного сценария бюджетный дефицит увеличивается до более 4 трлн руб., а Резервный фонд будет полностью исчерпан и понадобится изыскать еще 662 мрлд руб. из других источников.
Представитель Минфина отказался комментировать совещания в правительстве на эту тему, но подтвердил, что ведомство действительно делает расчеты рисков исполнения федерального бюджета. «Мы их видим, анализируем и представляем сценарий, по которому они могут развиваться. Они могут реализоваться или нет, но сейчас мы должны эти риски показать правительству, чтобы коллеги понимали, какие надо принимать решения», — сказал представитель Минфина.
Как спасти бюджет
«Мы пытаемся сейчас сконцентрироваться на том, как нам получить дополнительные доходы, а не сокращать те расходы, которые есть в законе о федеральном бюджете», — говорил президенту Игорь Шувалов. В перечне мер для спасения 3-процентного дефицита Минфин предлагает повышение качества администрирования налоговых, таможенных поступлений и поступлений по страховым взносам. Но эти предложения содержат и расчеты по возможным сокращениям расходов. Первая группа рисков потребует сократить расходы на 320 млрд руб. Но падение цены на нефть до $40 (вариант II) потребует гораздо более масштабного секвестра — до 1,173 трлн руб. Впрочем, о конкретных статьях возможного секвестра в документе речи не идет. Начинать сокращать расходы предлагается еще до 1 января 2016 года за счет 5-процентных лимитов бюджетных обязательств. Такая оптимизация может составить до 350 млрд руб. Содержится предложение и уменьшить траты на свободную экономическую зону (СЭЗ) Калининграда. В 2016 году для смягчения последствий ликвидации СЭЗ предусмотрено 65,8 млрд руб. допрасходов.
Кроме того, предлагается нажать на госкомпании и увеличить их дивидендные выплаты. Их предлагается увеличивать за счет уменьшения уровня операционных издержек и отказа от реализации наименее рентабельных инвестпроектов. Еще один источник — приватизация. Доходы от нее предложено увеличить до 1 трлн руб., тогда как пока от приватизации ожидается только 33,2 млрд руб. Минфин предлагает наконец продать пакет акций «Роснефти» в 2016 году. Кроме того, предлагается использовать средства бюджетных резервных фондов только в исключительных случаях. Весь размер этих фондов составляет 557 млрд руб., основная доля которых образована за счет замороженной накопительной части пенсии (342 млрд руб.). В предложениях упоминаются также уменьшение субсидий и ассигнований при наличии неиспользуемых остатков, дебиторской задолженности, а также введение механизма бюджетных аккредитивов.
Расчистка «помойки»
Доклад Минфина не содержит предложений по расчистке плохих долгов ключевого института развития — Внешэкономбанка. Ранее представители Минфина оценивали долги ВЭБа в величину сопоставимую с 1,7% ВВП, хотя вопрос о выделении такой суммы одномоментно не ставится.
О способах учета санации ВЭБа в бюджете в правительстве спорят уже не первую неделю. Средства на докапитализацию не будут учитываться в лимите дефицита бюджета на 2016 год в 3% к ВВП, объяснял на встрече с президентом Шувалов. Антон Силуанов в четверг на заседании правительства обещал, что все внешние обязательства банка будут исполнены при необходимости и с использованием средств федерального бюджета. «Такая поддержка, скорее всего, будет оказана в необходимых объемах, если у ВЭБа не будет достаточно объема ресурсов для расчетов по своим обязательствам — эти средства могут выходить за пределы 3-процентного дефицита. Именно такой смысл заложен в поручении президента», — сказал министр. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев на этой неделе предположил возможность продажи части активов ВЭБа. Возможным покупателем в такой сделке мог бы выступить только ЦБ.
В пятницу предложения Минфина будут обсуждаться на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Представители Игоря Шувалова и Антона Силуанова отказались комментировать предложения Минфина.