Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/interfaks-sostavil-rejting-krupnejshikh-kompanij-rf-po-ehkologo-ehnergeticheskoj-ehffektivnosti/100585/
|
Группа «Интерфакс» опубликовала рейтинги фундаментальной эффективности российского бизнеса по итогам 2014 года. В рейтинге, составленном эколого-энергетическим рейтинговым агентством «Интерфакс-ЭРА», проектным подразделением Группы, представлено 150 крупнейших предприятий, работающих в реальном секторе экономики России.
Список Тop-150 возглавили ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ЗАО «Антипинский НПЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ». В десятку лидеров также вошли ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей, ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО «Казанский вертолетный завод».
Ранжирование компаний проведено по пяти критериям: энерго-ресурсная эффективность (затраты энергии и ресурсов на единицу продукции), технологическая эффективность (потребление ресурсов и образование отходов на единицу проделанной работы), экосистемная эффективность (уровень загрязнений среды, исходящих от предприятий, которые могут быть ассимилированы природными экосистемами в районах их размещения), динамика эффективности (с 2005 по 2014 гг.); прозрачность (уровень раскрытия отчетности об энерго-ресурсопотреблении).
Компании ранжированы по значению каждого критерия. Итоговое место в рейтинге определено по сумме мест в пяти ранговых списках. Полный список Тор-150 представлен на сайте проекта «Интерфакс-ЭРА».
Оценки крупных холдингов выполнены путем «сборки» из значений эффективности входящих в них предприятий (в общей сложности дана оценка 4696 предприятий всех отраслей). В Тор-150 включены предприятия с выручкой более 52 млрд рублей. Кроме крупных холдингов, в списке представлены их «дочки», филиалы или территориально обособленные структурные подразделения, если они принесли головной компании более 52 млрд рублей и эта сумма составила менее половины бизнеса холдинга.
Так, например, в список включено ООО «Автозавод «ГАЗ» (3-е место в рейтинге), продукция которого составляет чуть менее половины выручки ОАО «ГАЗ» (22-е место), но не включены головные предприятия «Норильского никеля», «Северстали», НЛМК, которые обеспечивают более половины объема реализации своим холдингам.
«Оценки энергетической и экологической эффективности российского бизнеса выполняются уже 15 лет, — говорит руководитель проекта «Интерфакс-ЭРА» Александр Мартынов. — В России нет других источников данных для мониторинга реального КПД экономики в натуральных, а не финансовых показателях, кроме как накопленной за годы и систематизированной информации «Интерфакс-ЭРА».
«Разработанный нами рейтинг фундаментальной эффективности является универсальным инструментом оценки бизнеса в условиях нестабильности финансовых показателей, курсов валют и неопределенности последствий санкций», — подчеркнул он.
По словам Мартынова, обобщенные показатели динамики энергетической и технологической эффективности по предприятиям разных отраслей отражают тот факт, что после 2006 года наиболее значительный и устойчивый спад эффективности происходил в угольной отрасли: ежегодное снижение КПД работы на разрезах составляло 0,6%, в обогащении угля — 0,8%, а в шахтной добыче — 3,2%. В результате тонна угля каждый год требует все больше прямых затрат энергии и продуцирует все больше отходов».
Аналогичные тревожные тенденции проявляются в ряде других добывающих производств. Например, в лесозаготовке отмечено снижение эффективности на 1,5% в год, добыче золота — на 1,1%, в литье цветных металлов — на 0,8%, и даже в нефтедобыче — на 0,1%. При этом в газодобыче эффективность росла (+4.3% в год), отметил он.
«В обрабатывающем секторе, вопреки опасениям экономистов, оперирующих лишь финансовыми индикаторами, реальная энергетическая и технологическая эффективность росла», — считает эксперт, — «На предприятиях химической и нефтехимической отрасли повышение составило 1,6% в год, в машиностроении КПД рос на 1,9%, а в приборо- и авиастроении темп роста эффективности ежегодно составлял 2,8% и 2,7% соответственно».
Разнонаправленной была динамика эффективности на транспорте. Быстро рос КПД автоперевозок (+3,6% в год), чуть медленнее — в авиаперевозках и на водном транспорте (более +2,2%). Стабильной оставалась эффективность работы нефтепроводов (+0,2%) и газопроводов (+0,01%). А вот КПД железных дорог в энергетических и ресурсных индикаторах существенно падал (-1,6% ежегодно с 2005 по 2014 год). Таким образом, проблемы в системе РЖД имеют давние и вполне фундаментальные основания, подчеркнул А.Мартынов.