22 October 2018, 11:14
Вне зависимости: получится ли у США изгнать «Газпром» из Польши
Польская государственная нефтяная компания PGNiG заявила о заключении контракта с двумя американскими компаниями на поставку 40 млн т (примерно 56 млрд кубометров после регазификации) сжиженного газа на протяжении двадцати лет. Президент PGNiG Петр Возняк считает, что таким образом стране удастся снизить зависимость от российского газа. Между тем в то же самое время на фоне заявлений о диверсификации импорта за счет поставок из США, предположительно более дешевых, Польша нарастила потребление российского газа.
Представители «Газпрома» считают, что реальной альтернативы российскому газу нет, что и доказывают цифры последних месяцев. На самом деле данные по текущей конъюнктуре рынка показывают скорее правоту российской газовой монополии, но и поляки при любом раскладе в убытке не останутся. «Известия» выяснили, как обстоят дела на самом деле.
Отношения между Россией и Польшей как поставщиком и потребителем газа являются во многом производными от их политических разногласий. Антироссийская карта в стране по-прежнему востребована. В то же время существует и недовольство чисто экономического характера: Варшава платит за газ больше, чем соседи-немцы, хотя в случае чисто экономического ценообразования должно быть наоборот. Кроме того, поляки обеспокоены строительством «Северного потока – 2»: в перспективе полная загрузка морских трубопроводов может означать, что строптивому польскому соседу газа из России просто не достанется.
Так что в последние годы недостатка в конфликтах и громких заявлениях по поводу российского газа в Польше не было. В 2014 году Варшава подала жалобу с требованием снизить для нее экспортные цены в Стокгольмский арбитраж. В июле этого года он отказал полякам в снижении цен, хотя и разрешил требовать соответствия их рыночному уровню.
В поисках альтернативы Польша обратилась к рынку сжиженного природного газа (СПГ). За последние годы в стране были введены в строй два терминала, в сумме способные принимать и регазифицировать 10 млрд кубометров в год — примерно 60% всего потребления. С учетом собственного производства (4,5 млрд кубометров в 2017 году) этого почти достаточно, чтобы в теории обходиться без российского газа.
Первоначально для закрытия потребностей Польши страна обратилась к таким традиционным поставщикам СПГ, как Катар, Великобритания и Норвегия (первая поставка из Катара на терминал Свиноуйсьце). Но сланцевая революция вывела на мировую арену нового игрока — США. Америка является мировым лидером в производстве природного газа, однако при этом потребляет столько же, сколько и добывает. Тем не менее относительно низкая стоимость газа на внутриамериканском рынке делает выгодным для местных производителей поставлять часть ресурса за рубеж.
В ноябре 2017 года PGNiG заключила соглашение о поставках газа с американской Cheniere Energy — первое для стран Восточной Европы. Согласно контракту, британская компания Centrica переведет через океан девять танкеров с СПГ начиная с текущего года. В качестве одного из брокеров сделки выступил сенатор от штата Луизиана Билл Кэссиди.
Новый договор, однако, по масштабам перекрывает все успехи по организации импорта СПГ, которые были достигнуты раньше. Американские компании Venture Global Calcasieu Pass и Venture Global Plaquemines LNG будут поставлять в Польшу 2 млн т сжиженного газа в год на протяжении 20 лет начиная с 2022 года. После регазификации объем полученного газа будет составлять 2,7 млрд кубометров. Это очень солидная цифра, которая составит более 15% польского потребления и почти четверть текущего импорта.
Интересное совпадение состоит в том, что именно в 2022 году закончится долгосрочный контракт, заключенный между PGNiG и «Газпромом» в 1996 году. Переговоры о новом соглашении пока еще не начинались. Тем самым Варшава может намекать, что с указанного срока постарается обойтись без поставок из России.
Тем временем пока что ситуация складывается обратная. По словам официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, Польша, напротив, наращивает потребление российского газа. С начала года оно выросло на 10%. Таким образом, если поляки захотят существенно снизить зависимость от закупок из России (полностью отказываться от них они не собираются — во всяком случае, пока), то им придется приложить куда больше усилий.
Но на этом пути самая главная проблема — вопрос цены. Когда «Газпром» говорит о своем превосходстве в ценообразовании над конкурентами, это в целом соответствует истине. При наличии инфраструктуры поставки газа по трубопроводам практически всегда дешевле морских перевозок. В случае с «Газпромом», США и Европой соотношение выглядит следующим образом: полная себестоимость российских поставок в регион составляет $3,5–4 за миллион британских тепловых единиц ($125–140 за тысячу кубометров), американских — $6–7,5 ($220–270 за тысячу кубов). Разница более чем ощутимая.
На данный момент Восточная Азия для американских компаний выглядит более интересным вариантом. В Китае и Японии цены на газ составляют около $350 за тысячу кубометров, что в полтора раза выше европейских. Даже несмотря на то что себестоимость перевозок газа из Америки через Тихий океан выше, разница в ценах с лихвой оправдывает эти расходы.
Это видно и по статистике поставок: в прошлом году американцы отгрузили в Европу более 11% всего экспортного газа, но в первые три квартала текущего года эта доля рухнула до 3%. Напротив, Восточная Азия приняла 47% газа из США. Мощности по регазификации, построенные в больших количествах в Европе, по сути, простаивают: по данным Bloomberg, они загружены только на 27%, тогда как китайские — на 70 с лишним.
Почему же американцы при всех вышеприведенных обстоятельствах утверждают, что цены на газ для Польши по контракту ниже российских, причем на 20%. Конкретных деталей контракта пока не опубликовано, но имеются очень серьезные основания полагать, что в данном заявлении есть элемент пиар-трюка, хотя формально оно является правдой.
По соглашению, Польша будет приобретать газ непосредственно на терминале в Луизиане по условию Free on Board (FOB). Дальнейшее распоряжение полученным газом будет исключительно на польской стороне. Танкеры могут отправиться как на Балтику, так и в любой другой регион мира. Но деньги за газ уже будут выплачены, и в Луизиане топливо действительно может стоить существенно дешевле российского в Польше.
Это также означает, что поляки могут реализовать полученный газ на спотовом рынке. Часто это происходит в странах с хорошо работающим арбитражем и удачным географическим положением — вроде Барбадоса. Это в среднем менее выгодно, чем выполнять долгосрочный контракт, но зарабатывать на таких поставках тоже можно и, в зависимости от сложившейся конъюнктуры, вполне неплохо.
В итоге в выигрыше остаются все: американские газовики получили стабильного покупателя, поляки имеют возможность поторговать газом на стороне, а политики — отчитаться об успешной борьбе за снижение зависимости от России в вопросах обеспечения топливом.
Таким образом, сейчас ничего серьезного положению «Газпрома» на польском рынке не угрожает. Однако рынок углеводородов в последнее время удивлял нас феноменальными зигзагами. Кто бы мог представить еще 12 лет назад, что США станут крупным поставщиком газа на мировой рынок? Или, например, эпический обвал цен на нефть в 2014 году, когда ровно ничего этого не предвещало?
Поставки в Европу в будущем действительно могут стать более выгодными для США. Пока что цены на газ в Азии выше из-за транспортных издержек и не столь жесткой конкуренции. Однако стоит отметить, что добыча собственного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе (включая Австралию) растет очень быстро. Тон тут задают Австралия и Китай, где производство газа за 10 лет выросло в три и два раза соответственно.
С 2019 года в Китай будет поступать российское топливо — по трубопроводу «Сила Сибири». Кроме того, Япония, второй крупнейший потребитель газа в регионе, занялась восстановлением своей атомной энергетики, что может снизить спрос на углеводороды в стране. В итоге цены в регионе могут существенно снизиться — если не до европейских, то близко к ним.
В этом случае американский газ может оказаться очень кстати на рынках Европы. Наиболее перспективными в этом плане выглядят страны вроде Испании и Португалии, которые почти не потребляют российское топливо. Но по мере роста объема поставок рынок будет становиться всё более гибким и давать куда большие возможности маневра для экспортеров. Всё это придется держать в уме тем, кто собирается конкурировать с американцами в будущем.
Прогноз ценовых колебаний с 22 по 26 октября 2018