В 2018 году Азия закупит нефть на $1 трлн.
Цены на уже нефть превысили отметку $80 за баррель, а затраты Азии на поставки нефти в этом году превысят $1 трлн. С января цены на нефть возросли на 20 процентов. Уровень $80 за баррель был достигнут впервые с 2014 года.
Вместе с тем, доллар США, за который покупается и продается большая часть нефти в мире, укрепляется. Подорожание энергии может привести к серьезным негативным последствиям для азиатских стран, которые традиционно сильно зависят от импорта.
Рост цен может способствовать повышению инфляции и навредить как потребителям, так и энергетическим компаниям.
«Азия в наибольшей степени уязвима к скачкам цен на нефть», – указывается в сообщении канадского инвестиционного банка RBC Capital Markets.
От общего мирового показателя потребления нефти 100 млн. баррелей в день на страны Азии приходится более 35 процентов. При этом, спрос на нефть в Азии продолжает расти.
Азия также является наименее продуктивным нефтяным регионом. Там добывается менее 10 процентов нефти в мире.
Рис. 1 При цене $80 за баррель затраты стран Азии на поставки нефти составляют $1 трлн. в год
На этой неделе банк Morgan Stanley сообщил, что 10-20 процентов от затрат на добычу руды – это закупки дизельного топлива. Вместе с тем, 4-50 процентов от стоимости производства электроэнергии – это закупки нефти (в зависимости от страны или конкретной компании). «Таким образом, рост цен на нефть сдвинет всю кривую затрат в сторону увеличения», – указывают эксперты банка.
Крупнейшим импортером нефти в Азии и в мире является Китай. В апреле Китай закупал 9.6 млн. баррелей в день. Это почти 10 процентов от общего объема потребления нефти в мире. С учетом сегодняшних цен, Китай платит за нефть $768 млн. в день, $23 млрд. в месяц и $280 млрд. в год.
Другие азиатские страны ещё более чувствительны к скачкам цен на нефть. Больше всех страдают такие страны как Индия и Вьетнам. Они не только зависимы от импорта нефти, но и национального богатства в этих странах не хватает для того, чтобы компенсировать внезапные скачки цен на топливо.
«У более бедных стран меньше возможностей брать взаймы, поэтому из-за роста цен на нефть они столкнутся с финансовыми трудностями», – указывает RBC.
Без крупных субсидий на закупку топлива, домашние хозяйства и частный бизнес в бедных странах намного более уязвимы к росту цен на нефть.
В странах с развивающейся экономикой, таких как Индия, Вьетнам или Филиппины, 8-9 процентов от зарплаты среднего гражданина уходит на топливо – указывают Reuters и статистический портал Numbeo. В богатых странах, таких как Япония или Австралия данный показатель составляет лишь 1-2 процента.
Рост цен на нефть особенно резко сказывается на транспортных и логистических компаниях. Одной из таких компаний является LBC Express Holdings, расположенная в Филиппинах. «LBC внимательно следит за изменениями цен на нефть. Мы ожидаем, что рост цен скажется на авиакомпаниях, морских перевозчиках и на тех, кто занимается грузовым автомобильным транспортом», – говорит главный финансист компании, – «Высокая цена на нефть – это своего рода испытание для нас. Сложившаяся ситуация заставляет нас увеличить эффективность работы».
Некоторые компании говорят о том, что перенесут возросшие производственные затраты на потребителей.
Президент филиппинской компании Chelsea Logistics сообщил, что высокие цены скажутся на работе его компании. «Однако, у нас есть возможность перенести последствия роста цен на потребителей посредством адаптации цен», – добавил он.
Другие компании сообщили, что если они повысят цены, то рискуют потерять клиентов.
Ашиш Савла, владелец индийской компании-грузоперевозчика Pravin Roadways, говорит, что более половины его затрат – это дизель для грузовиков, и что перенести возросшие затраты на клиентов весьма затруднительно.
«За год цены на дизель подскочили на 16 процентов, но я не могу поднять стоимость моих услуг более чем на 5 процентов. Если я увеличу стоимость перевозок, то клиенты просто начнут пользоваться железными дорогами», – говорит Савла.
Анил Миттал, управляющий логистической компанией и член Bombay Goods Transport Association, сообщил, что его фирма и до роста цен получала «мизерную» маржу. «Скачок цен на дизель болезненно на нас сказался. Многие транспортные компании испытывают трудности с выплатами кредитов за грузовики», – говорит он.
Экономисты указывают, что, с учетом нынешней ценовой обстановки и степени зависимости от импорта, Азии следует стремиться стать менее уязвимой к изменениям на нефтяном рынке.
«Для стран Азии крайне важно снизить зависимость от нефти и увеличить КПД в области энергетики … чтобы защитить себя от будущих потрясений на нефтяных рынках», – указывает RBC Capital Markets.
Структура экспорта сжиженного газа из России нарастающим итогом по годам
Запасы газа в США, EIA. Данные на 17.05.2018