07 February 2012, 10:23
Топливо под особый контроль
В настоящее время и на федеральном, и на региональном уровне большое внимание уделяется контролю за тарифо- и ценообразованием, в том числе в сфере розничной продажи автомобильного топлива. Тема стала одной из основных и в ходе недавнего визита в Ульяновскую область полномочного представителя президента России в ПФО Михаила Бабича.
В ходе специального совещания Михаил Бабич сообщил, что по поручению президента РФ в округе организована работа по обеспечению контроля за тарифами в сфере ЖКХ, естественных монополий, цен на ГСМ и лекарственные препараты, мониторингу уровня оплаты и проведения обязательного технического осмотра транспортных средств.
— Эти вопросы наиболее актуальны для населения. Их системное решение позволит увидеть проблемы, которые есть в данных сферах, и выработать меры реагирования на них, – отметил полпред.
Напомним, что в Ульяновской области по поручению губернатора Сергея Морозова, в свою очередь, сформированы рабочие группы по контролю тарифов и цен на социально важные товары и услуги. Одним из четырех направлений мониторинга является контроль обоснованности установления цен на АЗС региона.
Михаил Бабич обратил внимание на то, что в Ульяновской области предпринимаются попытки повышения цен на бензин и дизельное топливо со стороны независимых операторов.
По данным статистики, Ульяновская область продолжает удерживать репутацию региона со сравнительно низкой стоимостью автомобильного топлива. На протяжении декабря-января стабильность цен на АЗС в регионе позволяет Ульяновску удерживать восьмое место в ПФО, начиная с самой низкой цены. В Поволжье топливные цены ниже наших лишь в нефтедобывающих Башкирии и Оренбургской области. Однако в то же время стоимость бензина выше в таких же «нефтеносных» Самаре и Казани.
Вместе с тем и в регионе ситуация неоднородная: на одних автозаправках стоимость топлива время от времени растет, на других остается стабильной и даже снижается.
Розничный рынок нефтепродуктов Ульяновска можно четко разделить на две составные части: помимо так называемых независимых автозаправочных станций местных частных владельцев («Оптан», «Ресурс-Ойл», «Эко-нефть» – работает под брендом ЛУКОЙЛ, «Искатель», «Магус» и другие), есть автозаправочные станции вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) – «Роснефть» и «Татнефть». При этом бензин и дизтопливо в Ульяновскую область в основном поставляется с трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ): Самарской группы заводов, Альметьевского НПЗ и Уфимской группы заводов. И те, и другие закупают на НПЗ оптовые партии топлива, но, по мнению экспертов, независимые автозаправочные станции руководствуются своей системой ценообразования: к оптовой цене приобретенного у ВИНК топлива делается наценка порядка 30 процентов и продается. До определенного времени схема работала безотказно: автовладельцы, приезжая на АЗС, каждый раз заправлялись по новым, повышенным, ценам, а топливные компании считали растущие прибыли.
Однако год назад было дано известное указание правительства РФ остановить галопирующий рост цен, минимизировав наценку, а также обеспечить сельчан топливом по льготным ценам. В итоге нефтяные компании административно снизили розничные цены на рубль, а опт остался на прежнем уровне. Решение серьезно ударило по бизнесу местных топливных компаний. В попытках вернуть все как было независимые заправщики направляли в адрес прокуратуры и ФАС поток писем с требованием наказать местных руководителей ВИНК. Предпринимались попытки дискредитировать деятельность нефтяных компаний, «пытающихся задушить малый и средний бизнес в регионе». Все это с единственной целью – добиться повышения цен на ульяновских АЗС.
Наглядный пример: по данным наших корреспондентов, при общей стабильности цен на розничном рынке дизельного топлива в регионе в декабре 2011 года две независимые компании поднимали цены на этот продукт.
Однако все эти усилия в итоге оказались тщетными. К счастью для ульяновских автовладельцев. Цены на бензин снижаются на АЗС ВИНК, начиная с новогодних праздников. Снижение составило от 1 до 3%.