Тарифы Трампа — подарок для ОПЕК и России
Решение Трампа по введению тарифов на импорт стали и алюминия в определенной степени выгодно “стальным” городам Америки, так как целью нового регулирования является защита американских производителей от “нечестной” конкуренции со стороны иностранных поставщиков, способных предложить более дешевую продукцию.
Однако, это неизбежно приведет к повышению затрат местных нефтегазовых компаний, что никак не радует американских сланцедобытчиков, ведущих Штаты к лидерству среди производителей нефти.
Рис. 1 Объемы производства нефти и конденсата в США превысили показатели Саудовской Аравии, а концу 2018 года могут оставить позади и Россию
Сталь, используемая для строительства нефтепроводов, подвергается жесткой проверке для того, чтобы исключить возможность коррозии и разрушения в течение 30 и более лет. Это намного дольше, чем жизнь среднего автомобиля или бытового прибора.
Но нефтепроводы для производителей стали — слишком маленький рынок (3% от общего объема). Об этом указывает ассоциация “Association of Oil Pipelines”, которая представляет интересы собственников и операторов трубопроводов. Даже рост объемов нефтедобычи не улучшает ситуацию. Сталепроизводители США по большому счету забросили этот рынок, так как они предпочитают нишу с большим спросом и менее строгими техническими требованиями.
Рис. 2 Более двух третей нефтепроводов в США были построены с использованием импортной стали
Исследование, проведенное консультантами ICT International от имени пяти юридических лиц, задействованных в отрасли производства трубопроводов, показывает, что около 77 процентов стали, используемой в строительстве трубопроводов, за последние годы было импортировано из-за рубежа — будь то в виде готовых труб или в виде сырья для их производства. Также в отчете было указано, что хотя Штаты импортируют сталь на сумму $2.2 млрд. из 29 стран для строительства трубопроводов, объемы экспорта стали и продуктов из стали в те же 29 стран превышают данную цифру в пять раз.
Так что увеличение стоимости импортированной продукции вряд ли повлечет увеличение внутреннего предложения. Когда проект Трампа станет законом, стоимость стали для компаний, занимающихся нефтепроводами, возрастет. Если только для них не будет сделано особое исключение. В противном случае, бремя увеличения стоимости производства трубопроводчики перенесут на нефтяников.
Увеличение стоимости импортируемых трубопроводов, стыковочных частей и вентилей на 25 процентов повлечет увеличение стоимости строительства типичного для Permian Basin 280-мильного нефтепровода на $76 млн. А для мега-проекта вроде нефтепровода Dakota Access показатель увеличения стоимости составит $300 млн.
Тарифы Трампа ещё не начали действовать, но уже слышны жалобы представителей тех секторов экономики, которые Президент изначально обещал защищать.
Увеличение затрат приведет к отсрочке или отмене ряда проектов и в конечном счете нанесет удар по американским рабочим, которым негде будет работать.
Рис. 3 Соединенные Штаты пересекают 1.76 млн. миль стальных нефтепроводов и газопроводов
Сланцевая промышленность и без того сталкивается с недостаточной пропускной способностью нефтепроводов, что негативно сказывается на показателях нефтедобычи. Усугубление ситуации приведет к сокращению рабочих мест в нефтяной отрасли.
Сложно понять, кому тарифы на импорт принесут пользу. Американская промышленность всё равно не сможет или не захочет производить такое количество стали, которого будет достаточно для удовлетворения внутреннего спроса.
Однако, главное последствие нового закона предугадать несложно — замедлится рост объемов нефтедобычи в США. Последние прогнозы Министерства энергетики США свидетельствуют о том, что объемы добычи нефти в Штатах в ноябре достигнут 11 млн. баррелей в день, и в следующем году рост продолжится. Но это станет возможным только если производители смогут доставить свой продукт на рынок, в частности на экспортные терминалы побережья Мексиканского залива. Для этого им потребуется больше трубопроводов. Так, увеличение стоимости их производства может только замедлить развитие отрасли.
Кто уж точно выиграет от тарифов Трампа, так это Россия, являющаяся на настоящий момент ведущим производителем нефти, и ОПЕК. В последнее время они с отчаянием наблюдали как их усилия по ограничению собственного производства в целях увеличения цен привели к новому сланцевому буму в Америке. Так что действия Президента, который обещал “сделать Америку снова великой”, приводящие к саботажу развития страны, не могут не порадовать Москву, Тегеран и Каракас. А это определенно не то, чем Президент должен заниматься.