Суда с двухтопливным двигателем выбирают СПГ
Вопреки повышенному спросу на суда с двухтопливным двигателем, работающие на метаноле и аммиаке, судоходство предпочитает выбирать сжиженный природный газ (СПГ) в качестве топлива, согласно исследованию Rystad Energy.
Пока экологичность СПГ как судового топлива остается под вопросом, ценовая конкурентоспособность, обильные запасы и развитая инфраструктура создают ему преимущество над другим топливом. Бункеровка (заправка) судна сниженным природным газом прекрасно это доказывает.
Во всем мире более 2400 судов оборудованы для работы на СПГ, и ожидается поставка еще тысячи. Стоит отметить, что половина судов, работающих на СПГ, это СПГ-танкеры. Судна такого типа используют отпарной газ в качестве топлива, снижая свою зависимость от сторонней бункеровки СПГ. Даже если не считать танкеры, СПГ – самое распространённое топливо для двухтопливных судов в мире.
Автомобилевозы, контейнеровозы и СПГ-танкеры стали движущей силой внедрения СПГ в судоходство. В 2023 году более 75% новых автомобилевозов были оборудованы двухтопливным двигателем, работающим на СПГ. Многие из этих судов могут быть модифицированы для работы на альтернативных видах топлива, к примеру, на аммиаке или метаноле.
Несмотря на рост числа СПГ-танкеров и бункеровок, «проскок метана» по-прежнему является серьезной проблемой для судоходства. Выброс метана происходит, когда несгоревший метан проникает в атмосферу. Это существенная проблема для индустрии, которая должна быть решена, если мы хотим использовать все экологические преимущества СПГ.
«Выброс метана может происходить не только во время процесса сгорания в двигателе, но и в ходе бункеровки. Это во многом зависит от качества инфраструктуры и эффективности применяемой технологии. Индустрия должна работать в тесном контакте с регулирующими и директивными органами, чтобы установить строгие правила и рекомендаций для бункеровочной деятельности. Первостепенным является внедрение механизмов мониторинга и отчетности для отслеживания и уменьшения выбросов метана по всей цепочке поставок», – заявил Чжун Лин Ю, главный аналитик Rystad Energy.
Рис 1. Судна, работающие на СПГ Источник: Rystad Energy
Число бункеровок СПГ только растет
Бункеровка СПГ обычно происходит тремя основными способами: автоцистерна – судно (TTS), трубопровод – судно (PTS) и судно – судно (STS). В 2023 году объем бункеровки СПГ достиг рекордных 4,7 млн кубометров в мире, что на 62% больше, чем в 2022 году. Рост был вызван значительным увеличением STS поставок, которые удвоились в 2022 году.
Несколько факторов стимулируют увеличение спроса на бункеровку СПГ, в том числе: ужесточение правил, экономические преимущества и расширение инфраструктуры. Согласно данным на конец марта, продажи СПГ-бункеровок в 2024 году начались успешно: уже продано 1,9 млн кубометров. Цифра уже близка к суммарному объему, проданному в 2022 году, что указывает на потенциальное значительное увеличение объемов к концу года. В таком случае СПГ-бункеровки могут превысить 7 млн кубометров к концу 2024 года, подчеркивая важность СПГ для морского бизнеса и торговли.
Дальнейшему росту активности в области СПГ-бункеровок в 2024 году будут способствовать: увеличение числа судов, работающих на СПГ, более привлекательные цены, по сравнению с традиционным топливом с очень низким содержанием серы (VLSFO) и стремление различных регулирующих органов к более чистым видам топлива.
Рис 2. Количество бункеровок способом STS Источник: Rystad Energy
Способ бункеровки STS превалирует
Несмотря на значительный рост цен на СПГ в 2022 году, объемы бункеровки способом STS составили 2,9 млн кубометров, что в первую очередь было обусловлено значительным увеличением поставок путем STS в Европу и материковый Китай. В то же время объемы PTS и TTS поставок продолжили умеренно расти в 2022 году, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные способы бункеровки используются для пассажирских судов и судов типа «РО-РО» (ролкеры).
Ожидается, что объемы бункеровок STS вырастут, особенно в Европе, учитывая ее роль крупного морского хаба с 85 портами для заправки СПГ. Более того, все большее число портов имеют возможность проведения STS бункеровок. В Азии 26 портов предлагают бункеровку СПГ, лидируют Китай, Япония и Южная Корея. Несмотря на то, что оборудование для бункеровок СПГ существует в Африке и Южной Америке, в этих регионах пока не наблюдается значительной активности.
Пассажирские суда/ролкеры и контейнеровозы чаще всего пользуются способом STS бункеровки СПГ. В 2023 году пассажирские суда прошли 632 бункеровочные операции способом судно – судно, а контейнеровозы 201 заправку СПГ. Преобладание способа STS может быть обусловлено регулярной необходимостью судов заправляться и растущим числом судов, работающих на СПГ. К примеру, в 2023 году пассажирское судно/ролкер, курсирующее между Финляндией и Швецией, прошло 240 бункеровок.
Замглавы Минэнерго Сорокин: многие нефтегазовые месторождения в России истощены