22 April 2020, 09:57
Суда, поезда, пещеры: трейдеры задействуют всё что можно для хранения нефти
Трейдерам не хватает вместительности морских судов, пещер, трубопроводов, чтобы сберечь всю нефть, в которой сейчас рынок, очевидно, не нуждается. Это обусловлено чрезмерным уровнем предложения и одновременно — тотальным сокращением спроса в свете распространения коронавируса COVID-19. В последние дни участники рынка зафрахтовали десятки танкеров для хранения, по крайней мере, 30 млн. баррелей реактивного топлива, бензина и дизеля на воде. Танкеры будут использоваться в качестве “плавучих хранилищ”.
Все цистерны на суше уже переполнены. В общей сложности сейчас на “плавучих хранилищах” содержится около 130 млн. баррелей нефти.
Спрос на нефть в мире обрушился на 30%. Все государства предпринимают меры ограничительного характера для сдерживания темпов распространения пандемии COVID-19. Авиарейсы отменяются, автомобили стоят на парковках. Из-за этого рынки затопило нефтью.
Организация стран-экспортеров нефти и её союзники, включая Россию (вместе именуемые ОПЕК+) разработали соглашение о рекордном ограничении нефтедобычи. Но мировой уровень предложения снизится лишь на 10%. Плюс соглашение начинает действовать только в мае.
Появляется всё больше признаков того, что вместимость нефтехранилищ во всём мире задействована уже на максимум. Одним из таких признаков является участившийся фрахт судов для хранения нефти. Ведь аренда танкера всегда обходится дороже хранения нефти на суше. Плюс технически процесс хранения нефти “на воде” сложнее.
Рис. 1 Вместительность плавучих хранилищ и нефтехранилищ на суше (млн. баррелей)
Нефтедобытчики, нефтепереработчики и трейдеры также прибегают к более нестандартным методам — таким как, например, хранение нефти в железнодорожных цистернах на северо-востоке США. Кроме того, нефть хранят в незадействованных трубопроводах.
Эксперты указывают, что на северо-западе Европы всё ещё имеются незаполненные хранилища, но их объемы уже зарезервированы посредством заключения соответствующих договоров аренды.
Это же касается и соляных пещер в Швеции и в других скандинавских странах.
“Сейчас мы работаем над тем, чтобы задействовать даже самые необычные и труднодоступные хранилища”, — говорит Криен ван Бик, брокер из ODIN- RVB Tank Storage Solutions из Роттердама.
В США некоторые объемы хранилищ всё ещё доступны — от Midatlantic до Southeast и вдоль Gulf Coast — сообщил Эрни Барсамиан, исполнительный директор американской компании The Tank Tiger.
Он также отметил, что более удобные хранилища, например, расположенные близ Нью Йорка или хранилища близ Хьюстона, уже полностью заняты.
“Большие цистерны все заняты. Остались одни “кастрюли да сковородки”, — сказал Барсамиан.
В США трейдеры резервируют цистерны, предназначенные для транспортировки железнодорожным транспортом. В них хранят сырую нефть, бензин и дизель.
“Даже железнодорожные цистерны будут переполнены”, — сообщил агентству Рейтер американский брокер на условиях анонимности.
В хабах, где осталось мало места, например, Чикаго, операторы хранилищ повышают цены на свои услуги и ужесточают условия контрактов. Теперь они требуют заключать договоры аренды сроком на 24-36 месяцев вместо стандартных 12 месяцев.
Рис. 2 Запасы нефтепродуктов (тыс. тонн)
В условиях перенасыщения рынка цены на нефть опустились до рекордно низкого за два десятилетия значения.
На этой неделе произошел беспрецедентный случай — цена на West Texas Intermediate достигла отрицательных значений.
Впрочем, несмотря на обрушение цен, некоторые нефтепереработчики всё ещё могут получать прибыль, производя топливо.
“Маржа в более-менее нормальном состоянии, так как нефтепродукты — это более гибкий товар, чем сырая нефть”, — говорит представитель одного из европейских нефтеперерабатывающих заводов.
Трейдеры пытаются найти любые способы для хранения нефти. Так, стало известно, что несколько танкеров, перевозящих, по крайней мере, 1.5 млн. баррелей нефти, были перенаправлены с Европы в порты близ Нью Йорка, чтобы встать там на якорь и выполнять роль “плавучих хранилищ”.
Однако многим нефтепереработчикам все-таки приходится сокращать производительность или даже приостанавливать производство. У них просто нет больше места ни для нефти, ни для нефтепродуктов.
OPEC. Баланс на рынке нефти от 16 апреля 2020