США спровоцировали кризис на рынке тяжелых сортов нефти
Ужесточение санкций против Ирана в мае — это ещё один фактор, влекущий сокращение объемов поставок тяжелых сортов нефти в мире и рост цен на них. Новые ограничения в отношении экспорта нефти в Иране были введены Вашингтоном в период действия санкций против венесуэльской нефтяной промышленности. Кроме того, существенные проблемы наблюдаются и в нефтяной промышленности Анголы.
А именно в этой стране добываются существенные объемы тяжелых сортов нефти, которые идеально подходят для производства реактивного топлива.
По заверениям американских чиновников, ужесточение санкций не повлияет на общий уровень предложения на мировом рынке. Компенсировать сокращение поставок должны сланцедобытчики из США, а также производители Ближнего Востока.
Вот только есть проблема: большая часть нефти, добываемая в США, Саудовской Аравии и России относится к легким сортам.
Цена на тяжелые сорта, к примеру, на норвежские Grane и Heidrun за последние месяцы возросла, сообщил трейдер из региона Северного моря.
В апреле цена на Grane возросла на 10 центов до +$1.00 за баррель по сравнению с Dated Brent.
Рис. 1 Объемы поставок тяжелой нефти продолжают сокращаться
В текущем месяце иракская SOMO продала 2 млн. баррелей нефти сорта Basra Heavy китайской компании Unipec на $2 за баррель дороже, чем её официальная продажная цена (OSP). Это самая высокая цена за несколько месяцев.
Нефтепереработчикам требуются большие объемы тяжелых и сладких сортов нефти — таких, какие производятся в Иране и Венесуэле. Это необходимо для производства топлива с низким содержанием серы в преддверии вступления в силу новых международных требований к составу судоходного топлива.
“За последние недели наблюдается рост дифференциалов в отношении тяжелых и сладких сортов нефти. Это происходит в свете скорого вступления в силу новых правил Международной морской организации. Это сказывается на всём мировом рынке нефти”, — указывает JBC Energy.
JBC ссылается на исследование от Argus, согласно которому премия за австралийские тяжелые и сладкие сорта Pyrenees и Van Gogh по сравнению с ценами на нефть из Северного моря возросла на $2 за баррель до рекордных $9 за баррель.
Трейдеры также указывают, что цена на ангольскую нефть (а это потенциальная альтернатива нефти из Ирана и Венесуэлы) достигла рекордного уровня.
Указывается, что государственная компания Sonangol осуществила поставку одного из своих самых тяжелых сортов, Dalia, по цене на $2 превышающей Dated Brent. Это рост на $7 по сравнению с ценами двухлетней давности. Обычно данный сорт торгуется по отношению к Brent с дисконтом $1 за баррель или даже более.
Некоторые клиенты готовы покупать тяжелую нефть за более высокую цену. Но других покупателей это не устраивает. “Мы сопротивляемся росту цен так, как можем”, — сообщил агентству Рейтер один из потенциальных покупателей.
Несколько постоянных клиентов Sonangol отказались закупать продукцию по новой цене, и компании пришлось искать других покупателей. Причем, новые покупатели нашлись очень быстро, сообщают источники.
Ситуация по-прежнему неопределенная. Всё зависит от того, какие объемы нефти на самом деле сможет экспортировать Иран (особенно в Китай) после 1 мая.
Министерство иностранных дел Китая сообщило, что Пекин выразил формальную претензию США за решение об ужесточении антииранских санкций.
Аналитики указывают, что с большой долей вероятности Китай будет игнорировать полный запрет на поставки иранской нефти. При этом, Вашингтон не может не захотеть наложить санкции против китайских компаний, импортирующих иранскую нефть, ведь они же являются ключевыми покупателями американской нефти и сжиженного природного газа.
Шведская компания SEB сообщила, что Пекин не только не будет соблюдать требования американцев, но и увеличит импорт иранской нефти в ближайшие месяцы с 600,000 баррелей в день до 1 млн. баррелей в день.
Вместе с тем, экспорт Ирана по другим направлениям может составить около 500,000 баррелей в день.
Так что продавцам не так-то просто будет накручивать цены.
“Решение о том, какую нефть и где покупать будет легче принять после того, как станет ясно, сколько нефти Иран сможет поставлять за рубеж”, — сообщил торговый источник агентству Рейтер.
EIA: 2018 год стал самым прибыльным для нефтяников из США за 5 лет