27 March 2024, 16:55
США намерены заработать на растущем спросе на биотопливо
Производство достигнет 1,3 млрд баррелей в сутки в 2035 году
Индустрия производства биотоплива в США переживает бурный рост. В ближайшие годы ожидается новый скачок роста в производстве благодаря повышенному спросу на возобновляемое дизельное топливо и экологичное авиационное топливо (SAFs). Исследование Rystad Energy прогнозирует увеличение производства биотоплива в США на 53% к середине следующего десятилетия, с 850 000 баррелей в сутки (б/с) в 2023 до 1,3 млн б/с в 2035. Ожидается, что объемы внутреннего производства превысят 1 млн б/с уже в 2026 году.
Поскольку правительство и промышленность стремятся декарбонизировать транспортный сектор, роль биотоплива продолжит расти. Биотопливо повсеместно признается ключевым компонентом, необходимым для энергетического перехода. Альтернативные виды топлива на основе растительного сырья могут сыграть ключевую роль в ограничении выбросов дорожных транспортных средств, судоходства и авиации. К примеру, SAFs практически идентично авиационному топливу, но оно производится из растительного сырья, а именно из жиров, масел, сельскохозяйственных и коммунальных отходов. Поскольку его использование требует минимальных авиационных и логистических модификаций, использование SAFs могло бы значительно снизить уровень выбросов в атмосферу.
Ожидается, что США займут лидирующие позиции в производстве как этанола, так и дизельного топлива, а также современного биотоплива. В 2035 году США будут производить около 1,3 млн б/с биотоплива, что составит 40% от общего мирового производства. Из этих 1,3 млн баррелей на современные виды топлива будет приходиться около 50% национального производства. Следующими по величине производителями станут Европа и Бразилия, но значительно уступят США в объемах производства. Согласно прогнозам, в 2035 году Европа будет производить около 580 000 б/с, в то время как объемы производства Бразилии достигнут 510 000 б/с.
Прогноз основан на базовом сценарии агентства и учитывает следующие факторы: технический прогресс, внедрение электромобилей, доступность сырья для биотоплива и наличие финансовой господдержки. Агентство Rystad Energy также разработало еще 2 сценария: оптимистичный сценарий и пессимистичный сценарий.
- Оптимистичный сценарий: стремительный технический прогресс, замедление внедрения электромобилей, господдержка в сфере биотоплива и обширный доступ к сырью.
- Пессимистический сценарий: замедление технологического развития, более быстрое внедрение электромобилей, отсутствие господдержки в области биотоплива и трудности с поставкой сырья.
«Биотопливо, вероятно, сыграет решающую роль в будущем мире низкоуглеродной энергетики, и США имеют уникальные возможности для извлечения прибыли. В последние годы рынок набирает обороты, и его рост гарантирован до конца этого десятилетия, но некоторая неопределенность сохраняется и в 2030-е годы», — заявил Артем Абрамов, руководитель отдела исследований чистых технологий Rystad Energy.
Рис 1. Сценарии производства биотоплива в США
Рис 2. Мировое производство биотоплива в 2035 году, базовый сценарий
Современное биотопливо, такое как возобновляемое дизельное топливо и SAFs, является ключевым переменным фактором, который влияет на будущее рынка. В последнее время производство возобновляемого дизеля стремительно набирает обороты. По сравнению с 25 000 б/с в 2020 году, в этом году ожидается производство объемом в 220 000 б/с. Расход сырья в США превысил 200 000 б/с в течение нескольких месяцев в 2023 году, и, похоже, этот рост будет продолжаться еще некоторое время. Во всех 3 сценариях, агентство прогнозирует значительный рост производства возобновляемого дизеля до 2030 года, а затем кривые графика расходятся.
Одним из препятствий на пути активного роста производства возобновляемого дизельного топлива является доступность сырья, в первую очередь соевых бобов. Расширение производственных мощностей было обусловлено использованием того же сырья для производства растительных масел, что используется производителями биодизельного топлива и пищевой промышленностью.
Например, объем потребления соевого масла для производства биотоплива удвоился примерно с 600 млн фунтов в месяц (2017-2019) до ошеломляющих 1,1-1,3 млрд фунтов во второй половине 2023 года. По оценкам агентства, в 2024 году впервые в истории США на производство биотоплива будет приходиться более 50% всего потребления соевого масла в стране. Конкуренция за рапсовое и кукурузное масло также растет, и зависимость от этого сырья может серьезно ограничить потенциал роста рынка.
Рис 3. Сценарии производства возобновляемого дизельного топлива в США
Объёмы использования SAFs еще увеличатся в ближайшие годы. Поскольку альтернативные виды топлива набирают популярность, нефтяная промышленность стремится переоборудовать существующие НПЗ для производства возобновляемого дизеля и SAFs путем модификации существующей инфраструктуры. Это быстрее и дешевле, чем строительство новых объектов, и помогает быстро расширить производственные мощности.
Учитывая проект поставок, спрос коммерческих авиакомпаний и продолжение господдержки производства SAFs, агентство ожидает, что внутреннее производство в США увеличится с 1700 б/с (2023) примерно до 190 000 в 2035 году. Даже в пессимистичном сценарии агентства производство SAFs увеличится примерно до 110 000 б/с.
Рис 4. Сценарии производства экологичного авиационного топлива (SAFs) в США
Помимо современных видов биотоплива, этанол остается основой биотопливной промышленности США. Потребление тесно связано с продажами автомобильного бензина в США из-за использования топливного этанола в автомобильном бензине. Дорожное топливо в США состоит на 10% из этанола, но согласно прогнозам, к 2035 году этот показатель возрастет до 12%.
«Газпром» подает газ для Европы через Украину в объеме 42,4 млн куб. м через «Суджу»