США. Маржа нефтепереработчиков снижается
Цены на топливо близки к историческим максимумам, но это не останавливает американцев, которые каждый день садятся за руль своих автомобилей. По данным American Petroleum Institute, спрос на бензин побил все исторические рекорды в первой половине этого года, увеличившись на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Это отличная новость для нефтеперерабатывающей отрасли. Более того, цены на нефть в этом году сравнительно невысоки. Эти факторы на руку многим независимым нефтепереработчикам, которые в результате смогли повысить свою рентабельность. Однако расцвет не вечен. Цены на нефть снова начали расти, а маржа снижаться. В начале июля несколько компаний нефтеперерабатывающего сектора потеряли около 10% капитализации в течение пяти дней. «У нас странный энергетический рынок, говорит Фил Флинн, аналитик Alaron Futures & Options в Чикаго. Нефтепереработчики продолжат терять деньги». Передает www.rbcdaily.ru
Бизнес
Независимым нефтеперерабатывающим компаниям не всегда на руку рост цены на «черное золото», поскольку они зависят от других участников рынка. Крупные игроки, такие как ExxonMobil, BP и Royal Dutch Shell, самостоятельно добывают нефть и продают ее. Они также имеют собственные перерабатывающие компании, которые поставляют готовые нефте¬продукты розничным продавцам (автозаправкам). Однако мелкие компании вынуждены покупать сырье на открытом рынке и перерабатывать его. Они зарабатывают на разнице в цене сырой нефти и бензина. Это и есть их маржа. В середине мая текущего года этот показатель достигал 31,79 долл. с барреля по сравнению с 8 долл. в 2003 и 2004 годах, отмечает аналитик Bear Stearns Николь Декер. Однако сейчас он составляет менее 25 долл.
Кроме автомобильного бензина нефтепереработчики делают также дизель для грузового транспорта, авиационное топливо и другие нефтепродукты, в том числе асфальт и пластик. Некоторые компании, например Frontier Oil и Holly, фокусируются исключительно на переработке нефти. Однако акции этих мелких игроков на рынке быстрее всех растут.
Другие компании диверсифицируют выручку за счет розничной сети автозаправок, которые также продают пиво, сандвичи и др. Среди таких компаний можно назвать Tesoro, Valero Energy и Delek US Holdings. Эти компании не могут контролировать ни закупочную стоимость нефти, ни цену бензина на открытом рынке. «Мы действительно не можем контролировать нашу рентабельность», говорит гендиректор компании Alon USA Energy Джефф Моррис. Под контролем остаются только качество управления бизнесом, включая M&A, модернизация собственных мощностей и игра на розничном рынке.
Рынок
Крупнейшие клиенты американских нефтепереработчиков водители. По данным организации Federal Highway Administration, число зарегистрированных в США транспортных средств в 2005 году составляло 241,2 млн, что на 20% больше, чем десять лет назад. В первой половине этого года отрасль выкачивала 8,9 млн барр. бензина в день, однако, чтобы полностью удовлетворить спрос, необходимо еще около 1 млн барр. в день. Г-н Моррис удивлен, что спрос остается таким высоким. Эксперты были убеждены, что достижение психологической отметки 3 долл. за галлон бензина спровоцирует снижение спроса. Средняя цена галлона в США пробила этот барьер в середине июля (причем в некоторых штатах значительно ее превысив), однако снижения спроса не произошло. «Теперь мы не знаем, где эта верхняя планка», отмечает г-н Моррис.
Компании могут расширить свое присутствие на рынке за счет строительства новых НПЗ, однако это малореально, ведь последние 30 лет этого не происходило. Источники в отрасли говорят о чрезмерно высоких экологических стандартах, расходах на строительство и временные затраты. Строительство нового НПЗ сегодня займет несколько лет и потребует миллиардов долларов. Переработчики предпочитают добавлять новые мощности существующим заводам.
Так, например, Holly потратила сотни миллионов долларов на новое оборудование для производства бензина более низкого качества, сообщил Дэйв Лэмп, вице-президент компании. Это, по его словам, откроет доступ к более дешевому, прежде непригодному сырью. Компания Frontier также готовится к модернизации. По словам вице-президента по корпоративным финансам Дага Эрона, это будет стоить около 560 млн долл.
Климат
Мощность производства становится все более важным фактором, поскольку отрасль имеет дело с природными катастрофами, экологическими требованиями и рыночными дисбалансами. «Ураган «Катрина», который обрушился на побережье Мексиканского залива, подорвал 20% нефтеперерабатывающих мощностей США в 2005 году, отмечает исполнительный вице-президент National Petrochemical & Refiners Association Чарльз Древна. Восстановить их смогли только в прошлом году». В то же время отрасль затратила около 9 млрд долл. на модернизацию оборудования для производства топлива с низким содержанием серы, чтобы соответствовать более жестким экологическим требованиям. Переработчики также активно осваивают биотопливо этанол, который менее вреден для окружающей среды.
В результате появляется дефицит запасов, и, как только отрасль смогла решить эту проблему, значительная часть мощностей была выведена в нерабочее состояние. Ко всему прочему перерабатывающие компании столкнулись с незапланированными остановками производства на ключевых заводах, в частности на крупнейшем НПЗ Valero в Техасе. «В результате запасы бензина сокращаются, а баррели нефти стоят нетронутые», говорит г-н Флинн. Иностранный импорт бензина не может справиться с дефицитом. «Производители беспокоятся и поднимают цены на исторические высоты, продолжает г-н Флинн, тем самым увеличивая собственную маржу».
По словам аналитика Benchmark Co. Марка Гилмана, цена акций нефтеперерабатывающих компаний в такой ситуации стремительно растет. Многие выиграли от уменьшения мощностей НПЗ, говорит г-н Гилман. «Несмотря на то что НПЗ испытывали перебои в производстве, производство бензина в США значительно выросло по сравнению с прошлым годом», констатирует аналитик Citigroup Даг Леггейт. Причем больше всего от этого выигрывают центральный, юго-восточный и западный регионы страны.
«Маржа производителей со Среднего Запада остается приемлемой», отмечает г-н Декер. Она выше, чем в среднем по стране, на 7 долл. с каждого барреля. Однако активный летний сезон заканчивается, а значит, ситуация может измениться не в лучшую сторону. «Мы уже начинаем видеть, как сокращаются нефтяные запасы», говорит г-н Флинн.
Технология
Не желая строить новые НПЗ, нефте- и газоперерабатывающая индустрия пока прибегает к модернизации старого оборудования. Как правило, у компаний нет собственных подобных технологий, и им приходится их покупать, говорят аналитики. Одно из самых серьезных изменений заключается в снижении содержания серы в дизельном топливе. Г-н Лэмп говорит, что для этого необходимо увеличить содержание водорода в переработанной нефти. У этого процесса есть «сказочный» побочный эффект увеличивается выход топлива. «Завод может произвести 1,151,2 барр. топлива из 1 барр. нефти-сырца», отмечает г-н Лэмп.
Переработчики также пытаются модернизировать производство, чтобы производить более дешевый и соответственно менее качественный продукт, например, в Канаде. Компания Holly, в частности, так делает. Другие компании, например Alon USA Energy, также закупают и устанавливают дополнительное оборудование, которое позволяет перерабатывать крупные партии нефтесырья в асфальт.
Перспективы
Маржа нефтеперерабатывающих компаний снижается во многих регионах США, и вопрос, волнующий многих участников рынка, заключается в том, насколько серьезно она упадет. Плюсы: люди продолжают водить автомобили и спрос на бензин вырос, несмотря на развитие гибридных двигателей и более экологичных технологий. «Если посмотреть на рост численности населения и улучшение качества их жизни, становится очевидным: спрос будет расти», уверен г-н Лэмп. И не только на бензин. Спрос на дизель и топливный мазут в первой половине этого года вырос на 1,9%. Спрос на авиационное топливо также растет. Это признак здоровья отрасли.
Риск: маржа снижается, что отражается на стоимости акций компаний сектора. К концу этого года поставки сырья должны вырасти на 500 тыс. барр., говорит г-н Декер. В то же время НПЗ выжимают из барреля нефти все больше готового топлива, отмечает г-н Гилман. По оценкам г-на Лэггейта, маржа упадет с 24,32 долл. за 1 барр. во втором квартале этого года до 8,5 долл. к концу года. Недавно он понизил рекомендации целого ряда акций нефтеперерабатывающих компаний.
Нефтепродукты на eOil.ru