21 September 2012, 13:00
Санкт-Петербургское УФАС: говорить о дефиците нефтепродуктов в городе преждевременно
Слово «дефицит» автомобилисты Петербурга и Ленобласти вспомнили в начале недели: на некоторых автозаправках «Киришиавтосервис» стало не хватать самого популярного бензина — Аи-95. Его отпускали по картам. «Заправился, блин, на любимой заправке, — пришлось на соседний ЛУКОЙЛ ехать», — сетовали автомобилисты на одном из форумов Киришей.
Если форумы и сообщества в ЖЖ считать барометром настроений автовладельцев, то можно сказать, что трудностей они в принципе и не заметили. Да и сами продавцы и производители «киришского» бензина заверили, что ничего серьезного не произошло. Например, оператор заправок — ООО «Киришиавтосервис» — заявил, что перебои с отпуском бензина за наличный расчет были связаны с «…изменением транспортной логистики» доставки топлива на АЗС и были временными. Оператор подчеркнул: да, на заводе – производителе (ООО «Кинеф») продолжается реконструкция, но на обеспечение топливом она не влияет: программа работ не предполагает ни снижения объемов производства, ни сокращения поставок в ООО «Киришиавтосервис». на заводе подтвердили: все работает в обычном режиме, к сбоям они отношения не имеют.
Если форумы и сообщества в ЖЖ считать барометром настроений автовладельцев, то можно сказать, что трудностей они в принципе и не заметили. Да и сами продавцы и производители «киришского» бензина заверили, что ничего серьезного не произошло. Например, оператор заправок — ООО «Киришиавтосервис» — заявил, что перебои с отпуском бензина за наличный расчет были связаны с «…изменением транспортной логистики» доставки топлива на АЗС и были временными. Оператор подчеркнул: да, на заводе – производителе (ООО «Кинеф») продолжается реконструкция, но на обеспечение топливом она не влияет: программа работ не предполагает ни снижения объемов производства, ни сокращения поставок в ООО «Киришиавтосервис». «БалтИнфо» на заводе подтвердили: все работает в обычном режиме, к сбоям они отношения не имеют.
Вместе с тем участники рынка говорят: у «Киришей» и правда был небольшой, технический сбой, то в скором времени слово «дефицит» может зазвучать совсем по-другому.
Как сообщил руководитель Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, в сентябре ряд нефтеперерабатывающих заводов страны запустили программы реконструкции и ремонта. Среди них – те, что производят основные объемы топлива для Петербурга и Ленобласти. Владельцы заводов — вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), у которых независимые розничные операторы покупают нефтепродукты, в такой ситуации стараются не допустить дефицита на собственных сетях, и в свободную продажу отправляют бензина меньше, чем обычно, говорит Олег Ашихмин.
Он сообщил, что пока топливо у независимой розницы (а это почти 50% рынка Петербурга) есть. Для бесперебойной работы его хватит примерно до конца сентября. Потом придется работать «с колес»: приехал бензовоз – есть топливо, не приехал – заправочные «пистолеты» обсохли. «Мы хотим предупредить такую ситуацию, чтобы дефицита топлива не было», — отметил он. По словам Ашихмина, потребность независимых АЗС в месяц – порядка 50 – 60 тысяч тонн бензина.
Независимые операторы подчеркивают: чтобы не допустить худших сценариев, проблемой надо заняться сейчас. Поэтому Нефтяной клуб подготовил обращение в адрес Министерства энергетики, под эгидой которого работает штаб, занимающийся мониторингом обеспечения регионов нефтепродуктами. В обращении Минэнерго просят повлиять на ВИНКи с тем, чтобы поставки нефтепродуктов на свободный рынок не сокращались, пояснил Ашихмин. Ожидается, что оно будет рассмотрено на штабе 20 сентября.
Донести свои проблемы до ВИНКов и министерства представители розничных сетей попросили городских чиновников (в частности, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли), а также главного федерального инспектора по Петербургу, встреча с которым состоялась 14 сентября. «Было решено, что государственные структуры также обратятся к руководству ВИНКов в Москве с просьбой обеспечить поставки нефтепродуктов в полном объеме», — говорит Олег Ашихмин. По его словам, информация доведена и до сведения управления федеральной антимонопольной службы.
В УФАС сообщили: управление в курсе дел на рынке. Вместе с тем в УФАС заверили, что говорить о дефиците нефтепродуктов или его признаках в городе на Неве преждевременно. «Ситуация у нас под контролем, мы ежедневно получаем информацию о наличии и запасах топлива, а также оптовых и розничных ценах на него», — сообщила начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли УФАС Алла Петрова.
По ее словам, поводов для вмешательства антимонопольщиков либо сигналов о каких-либо злоупотреблениях со стороны отдельных участников рынка тоже пока не было.
Что касается объемов производства, то по данным Росстата, в целом по стране за неделю с 3 по 9 сентября выпуск бензина сократился на 7,9%.
Отметим, что розничные операторы Петербурга в своих проблемах не одиноки. В конце прошлой недели появилась информация о том, что треть заправок Москвы рискуют остаться без доступного топлива из-за ремонтных работ на Московском НПЗ.
А что касается цен на бензин, то они и так должны повыситься к концу года по причинам, которые ранее назывались неоднократно: это «заморозка» перед выборами, рост нефтяных акцизов, а также сезонный осенний рост потребления бензина. В Петербурге, например, за последние недели бензин на АЗС уже подорожал на 20 – 30 копеек.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________