Рост инвестиций в экспорт сырья снижается
Рост инвестиций в экспорт сырьевых товаров в странах с формирующимся рынком и в развивающейся экономикой (EMDE) резко снизился, начиная с 2010 года и был ниже своего долгосрочного среднего значения у примерно двух третей этих стран в 2015 г. Такое снижение отражает слабые перспективы роста, повышенный уровень неопределенности, ухудшение условий торговли и рост частных задолженностей в числе других факторов. Политики сталкиваются с ослаблением налогово-бюджетной позиции и инфляцией выше целевого уровня инфляции.
Следовательно, произошло ограничение макроэкономического политического пространства, чтобы возобновить рост инвестиций. Приток инвестиций снизился в развивающихся странах с 7,1% в 2010 году до 1,6% в 2015 году.
Упадок инвестиций распространилась как на государственные, так и на частные источники.
Ослабленные перспективы роста и ухудшение условий торговли вкупе с политической нестабильностью привели к снижению потока инвестиций. Например, падение цен на сырье отвечает за 1,5% всего снижения между 2011 и 2015 годами. Рост на 10% индекса волатильности связан с падением инвестиций на 0,5% в этих странах. Причем именно в это время указанные страны нуждались в более активном экспорте, в особенности в сферах охраны здоровья, образования, инфраструктуры и урбанизации (World Bank 2017).
Несмотря на стабилизацию цен на сырье в течение 2016 года, в совокупности падение цен выразилось двузначной цифрой, вызвав глобальный шок относительно условий торговли. Некоторые страны продолжают борьбу и подстраиваются под низкие сырьевые цены. ВВП в экспортирующих странах вырос примерно на 0,3 процента в 2016 году. Это намного ниже, чем в импортирующих странах, где рост ВВП составил 5,6%.
Рассмотрим следующие вопросы: как развивался поток инвестиций в экспортирующих странах? В чем причины замедления темпов финансовых вливаний в экспортирующих странах? Какие стратегии помогут возобновить приток инвестиций?
По данным World Bank 2016, на протяжении 2003-2008 годов рост инвестиций в экспорт сырья достиг исторического максимума. Так как цены на сырье росли, происходил своеобразный экспортный «бум», и находились инвесторы, изучавшие новые горизонты возможностей и развития. Это поддерживалось стремлением к получению большей прибыли в будущем и несырьевым проектам.
Однако последующее падение инвестиций было, в первую очередь, заметно в сфере экспорта энергоресурсов. В этом секторе инвестиции упали с 8,9 в 2010 до 1,8% в 2015. Кроме того, что данные показатели были заметно ниже уровня долгосрочной перспективы, также в течение последних 5 лет значительно падал 5-летний прогноз. Доля стран-экспортеров сырья, в которых рост инвестиций стал ниже уровня долгосрочной перспективы, вырост с 40% в 2010 году до 67% в 2015 .
Ослабление инвестиций затронуло все виды деятельности, включая машиностроение, оснащение, строительство. Инвестиции в ресурсоемких секторах последовали за сырьевыми, как видно на примере компаний, занятых добычей нефти и металлов в глобальном масштабе. Многочисленные исследования показали, что движения цен на сырье и инвестиции тесно связаны.
В развивающихся странах-экспортерах 78% от всех инвестиций составил частный сектор в 2010-2015 годах. Начиная с 2013 года государственные капиталовложения начали лететь вниз и совсем упали в 2015. С другой стороны, частные инвестиции более плавно снижались, начиная с 2010 года. Считается, что условия должны улучшиться в свете ожидаемого роста цен. Кроме того, вероятное улучшение налогово-бюджетного стимулирования в наиболее развитых индустриальных странах и возможный положительный ответ других экономик отражают риск повышения в глобальном прогнозе. Увеличение объемов производства в экспортирующих странах EDME замедлилось после финансового кризиса. В 2011 году показатель составил 8,9%, а в 2015 – всего 0,4%. До кризиса показатель составил 11,5% в среднем за 2003-2008 годы.
Снижение роста производства составляет 1,3% в ослаблении роста инвестиций, начиная с 2011 года. Перспективы роста в странах EDME при этом находится под давлением ухудшения прогнозов для наиболее развитых стран, являющихся важными торговыми партнерами, а также под давлением снижения темпов роста производства и демографического фактора. В частности, рост в Китае замедлился в связи со слабым внешним спросом и политическими мерами, направленными на сдвиг экономической активности с производства на сферу обслуживания. Это снизило общий уровень спроса на сырье, что повлияло на EDME страны (World Bank 2016).