09 August 2019, 13:40
Россия вцепилась в Персидский залив мертвой хваткой
В период конфликта в Персидском заливе, который потенциально может привести к катастрофическим последствиям, Россия намеревается использовать иранские порты в Bandar-e-Bushehr и Chabahar в качестве базы для своих боевых судов и атомных подводных лодок. В регион направлены сотни бойцов специальных подразделений под видом “военных советников”. Кроме того, военный аэропорт близ Bandar-e-Bushehr будет использован в качестве хаба для тридцати пяти Су-57. Об этом порталу OilPrice.com сообщило лицо, близкое к иранскому руководству.
Следующий раунд совместных боевых учений в Индийском океане и Ормузском проливе станет началом российской кампании в Иране.
Российским судам будет позволено использовать инфраструктуру в Bandar-e-Bushehr и Chabahar.
В зависимости от того, какая международная реакция последует в ответ на данные действия, российские суда и Спецназ, возможно, останутся в регионе. Более того, имеется соглашение о том, что в течение последующих 50 лет их число возрастет.
Такое постепенное развертывание сил является испытанной Кремлем стратегией, имеющей своей целью повышение экономического и политического влияния за счет обеспечения деятельности военной базы на территории другой страны в долгосрочной перспективе.
Точно такой же план Россия реализует и в Сирии, где Кремль по-прежнему сохраняет существенное военное присутствие. Даже неоднократные обещания покинуть регион — для России не помеха.
На ранней стадии реализации данной стратегии в регион Latakia были направлены бойцы Спецназа под видом “военных советников” и “сотрудников службы безопасности” якобы для обеспечения безопасности военной воздушной базы Khmeimim и комплекса С-400 “Триумф”.
Позже Россия существенно расширила свое военное присутствие в регионе и формализовала его посредством заключения соглашения с Сирией в 2017 году, которое позволило стране продолжить военную операцию в регионе Latakia, а также использовать военно-морской объект в Tartus на протяжении 49 лет.
Аналогичный формат имеет соглашение, утвержденное Корпусом Стражей Исламской Революции (КСИР) и лично Верховным лидером Ирана Али Хаменеем. Этому не помешали протесты со стороны стран, поддерживающих “Всеобъемлющий план действий” (“JCPOA”).
Учитывая, что последние сделки между Ираном и Россией (касательно прав по добыче нефти и газа в Каспийском море) были явно не в пользу Ирана, новое соглашение между двумя странами вызывает удивление.
Впрочем, на заключение этой сделки есть свои причины.
Во-первых, в текущей ситуации Ирану больше не на кого рассчитывать в качестве геополитического союзника.
В Совбезе ООН только пять постоянных представителей: США (которые и затеяли кампанию против Ирана), Великобритания и Франция (которые поддерживают США), Китай (который преследует свои интересы в регионе) и Россия.
“Если не хочешь закупать продукты в супермаркете на расстоянии 10 миль от твоего дома, то придется ходить в продуктовый магазин за углом, каким бы паршивым он ни был”, — сообщил агентству OilPrice.com анонимный источник из Ирана, знакомый с ситуацией.
Вторая причина заключается в том, что президенту Рухани не удается оправдать ожидания граждан, проголосовавших за него, доверившись его обещанию благополучия, которое должна была принести ядерная сделка 2015 года.
“Верховный лидер Али Хаменей сперва поддерживал Рухани, но теперь у него нет выбора, кроме как следовать позиции Корпуса Стражей Исламской Революции”, — указывает источник.
Возникает вопрос: почему Корпус Стражей Исламской Революции поддерживает сделку с Россией, учитывая что среди руководства организации числятся весьма способные люди и боевые офицеры, хорошо осведомленные о проблемах, которые данная сделка может за собой повлечь?
“Во-первых, они действительно верят, что финансовая сделка с Россией, заключенная в прошлом году, поможет Ирану устранить революционные настроения. Во-вторых, некоторые высокопоставленные лица Корпуса рассчитывают, что благодаря сотрудничеству с Россией ими будет получена неплохая прибыль”, — сообщил иранский источник.
Спорная сделка является частью меморандума о взаимопонимании, подписанном заместителем министра энергетики Ирана Амиром-Хоссейном Заманиния и заместителем министра энергетики России Кириллом Молодцовым.
Предполагается, что Россия будет выделять по $50 млрд. в год в течение, по крайней мере, пяти лет в целях приведения своих ключевых нефтегазовых проектов в соответствие с западными стандартами.
В течение пяти лет ещё $250 млрд. станут доступны для Ирана для восстановления экономики страны.
Взамен Иран отдаст российским компаниям приоритет во всех будущих сделках по геологоразведке и разработке нефтегазовых месторождений (в дополнение к уже заключенным семи сделкам).
Не менее важно и то, что Иран согласился приобрести российский оборонительный ракетный комплекс “С-400” и разрешил России увеличить число прослушивающих станций на территории страны.
Более того, по условиям соглашения, Ирану запрещается вводить какие-либо штрафные санкции против российских компаний за слишком медленный процесс добычи ресурсов на любом месторождении в регионе в течение 10 лет.
Это означает, что Россия 10 лет сможет единолично определять сколько нефти на каком месторождении будет добываться, а также когда, кому и по какой цене её продавать.
И это ещё не всё. Россия также в течение 10 лет обладает правом приобретения всей нефти (и газа) на месторождениях, разработкой которых в Иране занимаются российские компании, по цене, составляющей 55%-72% от рыночной.
Таким образом, Россия не только выживает Иран с Каспийского моря, но и предлагает позволить российским компаниям добывать нефть и газ в иранской части Каспия и продавать эти ресурсы на международном рынке.
Другая причина, по которой Корпус Стражей Исламской Революции позволил России использовать Иран в качестве своей военной базы, заключается в том, что, по крайней мере, двое высокопоставленных военных чиновников организации имеют определенный денежный интерес в активной защите позиции России.
По этой же причине Иран приобрел устаревшие 28-летние зенитно-ракетные комплексы С-300, в то время как уже доступен передовой комплекс С-400.
“Россия сказала Ирану, что необходимости в приобретении С-400 нет и что комплекс С-300 в полной мере удовлетворяет текущие потребности. При этом, С-300 обошлись Ирану в $7 млрд. Это втрое больше, чем сумма, которую Россия получила за поставки комплекса С-400 в Египет”, — сообщил один из источников, — “Вместе с тем, два высокопоставленных командира КСИР, с чьего ведома была заключена сделка, положили в карман по $105 млн.”.
Выходит, что Россия не только получила доступ ко всей иранской суше, но и к нефтегазовым ресурсам в Каспии. Она сможет продавать их когда и как захочет. Плюс Россия оставляет за собой доступ к двум стратегически важным портам в одном из самых активных нефтегазовых регионах мира.
Вполне можно сказать, что Россия получила контроль над Ормузским проливом.
Стоит напомнить, что через пролив проходит 35% всех морских поставок нефти, а также около трети всех поставок сжиженного природного газа.
EIA: больше всего нефти в США потребляет транспортная сфера