Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса
Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса, вызванного переходом на более жесткие экологические стандарты. Переход на стандарт Евро-3 с начала 2011 г. к апрелю привел к дефициту бензина, справиться с которым удалось лишь отменой запрета на Евро-2 и увеличением ставки экспортной пошлины до 90% от пошлины на нефть. В ноябре та же ситуация может повториться, но уже с зимним дизтопливом и авиакеросином, пишет Коммерсант.
Как сообщил изданию один из участников заседаний штаба Минэнерго по контролю за ситуацией на топливном рынке, дефицит дизтоплива в 2012 г. может составить 5,5 млн тонн. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива. «Отгрузки дизтоплива с содержанием серы 10 ppm из Приморска, как ожидается, не превысят в ноябре 100 тыс. тонн по сравнению с 200 тыс. тонн в октябре и 560 тыс. тонн в августе этого года, когда ситуация на внутреннем рынке была стабильной. Причина — запрет на реализацию дизтоплива с содержанием серы более 500 ppm в РФ с середины сентября.
Та же ситуация складывается и на рынке авиакеросина. «Пассажиропоток в Домодедово и Шереметьево за девять месяцев текущего года увеличился на 17% к аналогичному периоду прошлого года, а объем производства остался на прошлогоднем уровне», — считают в Argus. 31 октября среднее значение спотовой котировки Argus на московском авиаузле достигло 29 650 руб./т (с НДС), поднявшись на 2023 руб./т к уровню сентября.
Источники «Ъ» в штабе Минэнерго свидетельствуют, что компании не торопятся выполнять «рекомендации» министерства, предусматривающие сокращение экспорта низкосернистого дизтоплива Евро-2 в пользу внутреннего рынка. Игнорирование подобных требований может заставить Минэнерго пойти на крайние меры вплоть до введения запретительной экспортной пошлины на дизельное топливо.
На рынке отмечают: если правительство повысит экспортную пошлину на дизель, это может привести к катастрофе на рынке авиатоплива. Если заблокировать экспорт летнего дизеля (включая высокосернистый Л-0,2-62), который на внутреннем рынке сейчас не востребован, то компании начнут превращать его для внутреннего рынка в зимний добавкой авиакеросина, что может привести и к полному исчезновению керосина с рынка.
Одним из распространенных способов производства зимнего дизтоплива из летнего является добавка в него до 20% керосина, который понижает температуру застывания ДТ, практически не меняя его эксплуатационных свойств. Отметим, что для разбавления керосином только летнего ДТ, находящегося в трубе «Транснефтепродукта», потребуется до 700 тыс. тонн керосина, что превышает двухмесячную совокупную потребность крупнейших аэропортов — Домодедово, Внуково и Шереметьево.