05 July 2011, 12:00
Правительство РФ продолжает попытки справиться с бензиновым кризисом
Правительство продолжает попытки справиться с бензиновым кризисом, сохранив повышенную экспортную пошлину в июле. Тем не менее, цены продолжают расти. В Минэнерго заявляют, что нашли причину бед, однако у ФАС появились вопросы к самому ведомству.
Ранее представители правительства неоднократно называли введение повышенной пошлины временной мерой и обещали отменить ее, когда проблема с дефицитом бензина разрешится. Действие повышенных пошлин было решено продлить на июль, то есть на третий месяц подряд, а значит, проблему решить до сих пор не удалось. Мало того, в некоторых регионах снова возник бензиновый дефицит, а цены на топливо продолжают свой рост.
Напомним, в конце апреля в некоторых российских регионах возник дефицит бензина. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний либо заправляли по карточкам, либо отпускали не более 20 литров «в одни руки». Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России. К примеру, цены на бензин в Туве, одном из наиболее пострадавших от дефицита регионов, на некоторых АЗС для автовладельцев взлетели до 50 рублей за литр в связи с острейшей нехваткой топлива в регионе.
В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину, который запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. Помимо этого, правительство решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось: с действующих 60% до 90% от ставки пошлины на нефть, пытаясь сдержать отток топлива с российского рынка. Впоследствии пошлину сохранили на июнь. Теперь же стало известно, что «заградительные» меры будут действовать и в июле.
На днях министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что знает, в чем причина топливного кризиса. По его словам, нехватка бензина, возникшая этой весной в ряде регионов страны, произошла из-за недостаточно эффективного взаимодействия нефтяных компаний и независимых автозаправочных станций.
У Федеральной антимонопольной службы по поводу бензиновых проблем появились вопросы к самому Минэнерго. ФАС заинтересовалась действиями ведомства во время весеннего кризиса: служба потребовала предоставить ей переписку Минэнерго с Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и нефтяными компаниями, которую ведомство вело в то время.
По мнению нефтяников, ФАС подозревает, что Минэнерго превысило свои полномочия, давая компаниям директивы, как им действовать в условиях нехватки и роста цен на бензин в ряде регионов. Однако претензий к министерству регулятор пока не предъявляет, пишет BFM.RU.
Некоторые эксперты не исключают, что ФАС просто-напросто не хочет оказаться крайней, ведь кто-то должен ответить за топливный кризис. В этой ситуации регулятор выводит на мизансцену другого фигуранта, позиции которого не выглядят незыблемыми.