Правительство наладило систему госрезерва, цены на бензин стабилизировались
После роста в I полугодии, составившего почти 10%, в июле цена бензина на внутреннем российском рынке стабилизировалась, и есть вероятность того, что до конца года неприятных сюрпризов не преподнесет. Государство окончательно наладило систему госрезерва, в формировании которого участвуют все крупные нефтяные компании.
Постоянные запасы топлива в регионах РФ сейчас позволяют бесперебойно прожить, даже при наступлении бензинового кризиса, более 10 суток. Однако не стоит забывать про акцизы. В этом году власти пошли на мягкий график установления акцизов, но в 2013-2014гг. повышения не избежать — возможно, не только планового. Правительство собирается отремонтировать старые и построить новые дороги, а денег для этого недостаточно. Так что повышение акцизов оправдывается необходимостью пополнения дорожных фондов. Возможно, тихая осень текущего года — затишье перед ценовой бурей.
В Минэнерго России утверждают, что ведомство принимает активные меры, направленные на полноценное наполнение внутреннего рынка нефтепродуктов и предотвращения ситуаций, способных привести к созданию дефицита в каких-либо регионах.
Суммарные запасы автомобильных бензинов на предприятиях нефтепродуктообеспечения (ПНПО) и НПЗ нефтяных компаний, предприятиях Газпрома и в резервуарах АК «Транснефтепродукт» по состоянию на 31 июля 2012 г. составили 1млн 604,2 тыс. т. «Подобный запас топлива полностью обеспечивает спрос и является серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе», — уверяют в Минэнерго. В ведомстве отмечают, что согласно регулярному мониторингу внутреннего рынка нефтепродуктов ситуация с обеспечением топливом субъектов РФ остается стабильной, угроза дефицита любого вида топлива абсолютно исключена.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ также успокаивает население, прогнозируя стабильные цены на рынке нефтепродуктов до конца 2012г. В ведомстве считают, что незначительные сезонные изменения цен в конце лета — начале осени возможны, но они не смогут спровоцировать ажиотажа или недостатка топлива. «Мы располагаем стратегическим запасом топлива, который в любой момент может быть использован», — отмечает заместитель главы антимонопольного ведомства Анатолий Голомолзин. По его словам, сейчас нет предпосылок, связанных с изменением ценовой ситуации на топливном рынке, и эта тенденция сохранится до конца года.
По данным Росстата, на внутреннем российском рынке потребительские цены на бензин в РФ в I полугодии 2012г. выросли на 9,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2011г. и составили 27,43 руб./л. При этом в США, на чей рынок ориентируется почти вся мировая экономика, цены на бензин за 7 месяцев прибавили всего около 2% и на начало июля 2012г. установились выше отметки 3,5 долл./галлон. Правда, пик розничных цен на бензин в США в 2012г. пришелся на 2 апреля, когда его средняя за неделю цена на АЗС достигла значения 3,941 долл./галлон. Это был ее самый высокий показатель за 11 с половиной месяцев (после отчетной даты 16 мая 2011г.). Однако стабилизация стоимости топлива на американском рынке доказывает, что предпосылок для резких скачков пока нет и велика вероятность, что американские власти смогут удержать ситуацию под контролем. Значит, как уверяют эксперты, и на европейских рынках все будет относительно спокойно.
Не стоит забывать, что конечная цена топлива для потребителей имеет значительную налоговую составляющую. По оценке аналитика ИФК «Солид» Дмитрия Лукашова, государство забирает примерно половину денег с каждого проданного литра бензина посредством НДС, акциза и НДПИ. Соответственно, изменяя уровень налогов, оно может активно влиять на ценники АЗС.
Эксперт напоминает, что в конце прошлого года были подписаны поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся роста акцизов на бензин. Предполагается, что акцизы увеличатся примерно на 45% к 2014г. Это не может пройти без последствий на ценовом рынке. Кроме того, в ближайшие годы переизбытка топлива у нас не ожидается. «Правительство России уже заявило, что добыча нефти расти не будет. Основная цель на сегодня – сохранить ее объем на уровне 500 млн тонн в год», — отмечает Д.Лукашов. Хотя сейчас ситуация с ценами на розничном рынке стабильная, обратного движения (заметного удешевления бензина) эксперт не ожидает.
Установившуюся идиллию на внутреннем бензиновом рынке может нарушить повышение акциза на бензин, однажды уже повлекшее за собой хаос и дефицит в ряде регионов России. Еще свежи воспоминания бензинового кризиса весны 2011г., вызванного введением акциза на бензин в размере 1 руб./л. Эксперты предупреждали, что это приведет к росту стоимости 1 л топлива на бензоколонках примерно на 50%. Так и произошло. Кроме того, бензин исчез из продажи в нескольких регионах страны. ФАС тогда обвинила во всех смертных грехах нефтяников и организовала проверку их «сговора» в 20 регионах РФ. Правда, имена виновных мы до сих пор не услышали.
Между тем акцизы могут, например в 2013г., вырасти больше, чем было запланировано. Государство пока не отказалось от идеи финансирования строительства новых дорог за счет средств поступающих от акцизов. В начале августа появилась информация о том, что правительство обсуждает возможность повышения акциза на бензин для финансирования дорожных фондов. Вряд ли такое повышение произойдет в 2012г., говорит замначальника управления ИК «Велес Капитал» Василий Танурков. «Даже если такой вариант будет принят окончательно, это потребует внесения изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, что предполагает достаточно длительный период времени. Вероятность повышения акцизов в 2012г. — невелика», — отмечает эксперт.
По убеждению Федеральной антимонопольной службы, для возможности осуществления контроля за ценами на бензин надо ввести «плавающий акциз», когда ставки акциза зависят от котировок нефти на мировых биржах. Если стоимость нефти падает – акциз повышается, увеличивается – акциз понижается. Служба предлагала уменьшать налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива при росте мировой цены на нефть свыше 90 долл./барр. за счет снижения размера ставок акцизов.
Министерство энергетики РФ, являясь союзников ФАС в этом вопросе, еще в апреле 2012г. направило в профильные министерства и ведомства на согласование проект федерального закона, который предусматривает введение плавающих ставок акцизов. Проект дополняет ст.193 Налогового кодекса РФ еще одним (пятым) пунктом, который привяжет размер акциза к формуле с двумя переменными. Но в ноябре прошлого года был подписан закон об индексации, который повысил ставки акцизов: в этом году дважды в зависимости от класса топлива (с 1 января и 1 июля, затем в январе 2013г. и январе 2014г).
Для справки: акцизы на бензин, не соответствующий 3-му, 4-му и 5-му классам, с 1 января 2012г. увеличились до 7,725 тыс. руб./т. При этом с 1 июля в России еще раз повысились акцизы на топливо. Ставка акцизов на автобензины класса Евро-3 повышена на 6,7% — до 7 тыс. 882 руб. за тонну, класса Евро-2 и ниже — повышена на 6,5%, до 8 тыс. 225 руб. за тонну. Акцизы на бензин Евро-4 остаются неизменными и составляют 6 тыс. 882 руб. Акцизы на бензин Евро-5 снижены до 5 тыс. 143 руб. за тонну с 6 тыс. 822 руб.
В свою очередь ФАС не отказалась от идеи введения плавающих ставок акцизов. Как говорил 24 июля с.г. на заседании «Делового клуба» А.Голомолзин, доработка системы «плавающего акциза» на топливо находится в завершающей стадии согласования с другими заинтересованными ведомствами. Он пояснил, что на данном этапе удалось «продвинуться в переговорах» с Министерством финансов РФ, которое раньше возражало против такого подхода. «ФАС рассчитывает, что система в течение этого года будет доработана, и надеется, что она заработает уже с 2013г.», — отмечал А.Голомолзин.
Против «плавающего акциза» выступает Минфин, который утверждает, что такой подход приведет к потерям бюджета. Кроме того, ведомство заинтересовано в пополнении дорожных фондов за счет индексации акцизов. «Плавающий акциз» — действительно очень разумная мера, которая позволила бы сгладить колебания цен для потребителя, считает В.Танурков. По его мнению, такой подход никак не вяжется с вариантом финансирования дорожного строительства за счет акцизных сборов, придется выбирать что-то одно.
Так что же будет с ценами на бензин? Конечно, никто не может гарантировать их стабильность в случае обострения мирового кризиса или начала новой войны в «нефтяной стране». Однако при хорошем стечении обстоятельств до конца года будет незначительное сезонное повышение, а вот с начала 2013г. оно станет существенным, и не только за счет роста акцизных ставок. По мнению Д.Лукашова, правительство стремится сделать стоимость бензина в России такой же, как в Евросоюзе — примерно 1,7-1,5 евро за литр АИ-95, за вычетом затрат на транспортировку. Сейчас он у нас почти в два раза дешевле — топливу есть куда дорожать, пишет РБК.
Такой вектор государственной политики объяснить непросто. Некоторые чиновники говорят, что автомобили покупают богатые люди, способные платить за топливо больше и заодно наполнить бюджет страны.