26 November 2012, 11:00
Подорожание бензина отмечается каждую неделю во всех крупных городах Сибири
Новосибирские автомобилисты каждые две недели фиксируют повышение цен на бензин в среднем на пятьдесят копеек. Такими «незаметными», на первый взгляд, темпами стоимость литра самого популярного АИ-92 в областном центре уже перешагнула за 27,5 рубля. Руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров «ГСМ-Сибирь» Юлия Золотовская причину роста розничных цен видит в поднятии заводских. Стоимость бензина на небольших заправках напрямую зависит от оптовой цены, установленной компанией «Газпром нефть»: ее рост неизбежно приводит к повышению цен на всех АЗС в регионе.
Координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов, президент «Фонда защиты прав потребителей» Евгений Митрофанов и руководитель общественной организации «Гражданский патруль» Ростислав Антонов указали на очередной скачок цен на бензин в обращении к губернатору области, особо подчеркнув, что цены в Новосибирске выше, чем в соседних регионах. Основной причиной такой ситуации они считают отсутствие в области реальной конкуренции. В свою очередь, губернатор Василий Юрченко заявил, что региональное правительство держит ситуацию под контролем. «Еще совсем недавно цены в Новосибирске были сопоставимы с ценами в Омске, а иногда — были даже чуть ниже омских. Хотя практически все топливо к нам идет из Омска. И на его цену накладываются транспортные расходы. Я постоянно обсуждаю ситуацию с компанией «Газпром-нефть», убеждаю проводить взвешенную политику», — сообщил глава региона.
Он также заявил, что руководство области занимается созданием конкурентной среды, чтобы на рынок пришли новые игроки. В частности, речь идет о «Роснефти». В октябре эта компания начала поставки.
— Появление «Роснефти» должно привести к конкуренции на рынке топлива и сдерживанию роста цен, — уверен губернатор.
Помимо этого, он сообщил о поддержке проекта наращивания мощностей и глубины переработки нефтепродуктов на предприятии в Коченевском районе Новосибирской области. Предполагается, что в 2013-2014 годах там начнется выпуск бензина стандарта Евро-4, а переработка увеличится до 250 тысяч тонн сырой нефти в год. Это уже приличные объемы, которые должны в целом повлиять на цену бензина в регионе.
По данным Росстата на начало ноября, стоимость бензина в Иркутске составляла в среднем 30 рубля 2 копейки, в Чите — 31,2 рубля, в Улан-Удэ — 29,21 руб-ля. Таким образом, цена на топливо в Байкальском регионе превышала среднероссийскую. При этом АИ-92 в Иркутске в начале месяца стоил 29,5 рубля, хотя еще в середине августа цена на эту марку топлива составляла всего 26,5 рубля. В Забайкалье же «девяносто второй» за первую неделю месяца подорожал до 30,44 рубля.
Топливо дорожало в Прибайкалье и Забайкалье в течение осени несколько раз. Независимые розничные операторы поясняли это тем, что больше не в состоянии сдерживать цены — оптовая стоимость топлива росла гораздо быстрее, нежели розничная, за которой пристально следит ФАС.
Антимонопольная служба подтверждала эти заявления. В частности, Бурятское УФАС отмечало, что за сентябрь-октябрь розничные цены поднялись на семь-двенадцать процентов, а вот закупочные — росли куда более быстрыми темпами — от шести до двадцати шести процентов.
Иркутские автозаправщики жаловались, что окупаемость бизнеса стала слишком низкой, а запрет на продажу алкоголя на АЗС нанес еще один удар по прибыльности станций. Уже в конце лета на реализацию стали выставлять небольшие, не принадлежащие крупным трейдерам АЗС.
К общероссийской тенденции добавились и региональные причины: в октябре на плановый ремонт было поставлено три установки на Ангарском нефтехимическом комбинате — основном поставщике топлива в Иркутской области и Бурятии. При этом всех потребителей, в том числе розничные сети, об этом предупредили, что, впрочем, не избавило их от необходимости договариваться о дополнительных поставках из других регионов. Транспортная составляющая неизбежно легла в тариф, а на рынке сформировался определенный дефицит топлива.
Впрочем, нехватка бензина в той же Иркутской области, по свидетельству экспертов, стабильно имеет место последние год-два, и эта тенденция сохранится еще, как минимум, пару лет. Причины тому — растущая автомобилизация и дефицит нефтеперерабатывающих мощностей.
Кстати, представители Забайкальского края, лидирующего по стоимости топлива в Байкальском регионе, в мае этого года поднимали вопрос о строительстве у себя нефтеперерабатывающего завода. На всероссийском селекторном совещании по подготовке к отопительному сезону и ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин пожаловался на дороговизну бензина. Правительство РФ, переговорив с руководством компании, заявило о возможности строительства НПЗ в крае в качестве одного из вариантов решения проблемы стоимости нефтепродуктов, если местные власти создадут «приемлемые для «Роснефти» коммерческие условия работы, включая работу на заправках». Однако до сих пор конкретная информация по данному варианту так и не появилась.
В Омске цены на топливо нынешней осенью стабильно растут, ежемесячно прибавляя по полтиннику за литр. В начале ноября произошло очередное, уже третье по счету повышение цен. На 50 копеек подорожал бензин всех марок, а также дизельное топливо.
Инициатором очередного скачка, как и прежде, стал монополист регионального оптового рынка нефтепродуктов — «Газпромнефть-ОНПЗ».
Антимонопольщики пока не видят нарушений в данной тенденции. Впрочем, в бездействии их обвинить сложно. В октябре региональное УФАС наложило административный штраф на монополиста за нарушение статьи 10-й федерального закона «О защите конкуренции». «В частности, компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке при продаже с неф-тебаз бензина и дизтоплива. С января 2011-го по май 2012 года «Газпромфнеть-Омск» устанавливала в регионе необоснованно высокие цены. Согласно статье закона, поставщика оштрафовали на 650 тысяч рублей», — сообщили в ведомстве.
Стоит добавить, что это — не первый подобный случай, компанию штрафовали и прежде. Однако, несмотря на санкции, цены на ГСМ в Омской области продолжают расти как на дрожжах. Автолюбители по этому поводу отпускают шутки, намекая, что очередной штраф, по сути, приходится оплачивать именно им.
Если топливо будет дорожать такими же темпами и дальше, то, по мнению экономических экспертов, это не замедлит сказаться и на стоимости перевозимых грузов. Значит, раскошелиться придется не только владельцам автомобилей, но и покупателям товаров, в том числе и «безлошадным».
На минувшей неделе Красноярск стал рекордсменом по темпам увеличения стоимости автомобильного топлива. По данным Росстата, цены на бензин за неделю в краевом центре выросли на 1,6-1,8 процента. Всего же с начала года, по оценкам экспертов, рост составил около 12 процентов.
— Красноярский край лидирует по этому показателю среди регионов России. Нигде цены не поднимаются так резко, как у нас. В Красноярске за сутки они могут вырасти на полтора рубля, — отмечает координатор регионального отделения Федерации автовладельцев России Егор Фролов.
По его словам, стоимость топ-лива в Красноярске стабильно увеличивается с середины августа, причем цена некоторых марок постоянно колеблется: то резко растет, то слегка уменьшается, правда, сохраняя при этом общий тренд удорожания.
Причиной участники рынка называют повышения в августе и сентябре отпускных цен на топ-ливо с нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих компаниям «Роснефть» и «Газпром-нефть». Теперь ситуацию усугуб-ляет и дефицит высокооктанового бензина.
Причем, по мнению владельцев местных АЗС, монополисты продают им бензин по более высоким ценам, чем в других регионах Сибири. В связи с этим еще в конце августа красноярские заправщики составили письмо за подписью губернатора края Льва Кузнецова президенту «Роснефти» Игорю Сечину с просьбой отменить повышающие коэффициенты на топливо, ввозимое на территорию региона. Однако официальной реакции на эту инициативу не последовало.
— Оптовые цены определяют розницу, это объективные факторы, — комментирует заместитель министра промышленности и энергетики Красноярского края Александр Климин. — Мы постоянно ведем переговоры с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «ЛУКОЙЛом», ставим перед ними задачу не допустить дефицита топ-лива. Регулярно пытаемся доказать ключевым поставщикам возможность реализации наиболее объективной ценовой политики на территории Красноярского края. Наши доводы слышат, но поскольку все компании коммерческие, то основная их задача — получение прибыли. Для нас же главное — бесперебойное поступление топлива и, по возможности, плавное и объективное повышение цен. Но только — на уровне рекомендаций. Инструментов регулирования цен у регионального правительства нет, это задача антимонопольного ведомства.
В свою очередь, в краевом УФАС считают, что рынок диктует свои правила.
— Оптовую реализацию определяют «Роснефть» и «Газпром-нефть», — говорит заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Харченко. — Весь объем производства Ачинского нефтеперерабатывающего завода (других в регионе нет) реализуется в Москву и Санкт-Петербург. Указанные компании поставляют нефть Ачинскому НПЗ, платят за переработку и забирают готовый продукт. Уже затем распределяют его по своим региональным подразделениям. Компании определяют региональную ценовую политику: смотрят, в каких регионах есть спрос на их продукцию, где он выше. Для одних регионов создаются преференции, для других — нет. Там, где низкий уровень доходов населения, нет смысла повышать цену, поскольку топливо просто не будут покупать, либо станут пользоваться суррогатами.
В Кузбассе до сих пор сохраняются самые низкие в СФО цены на нефтепродукты. Но и там они неуклонно растут.
В сентябре, когда цены на бензин начали меняться чуть ли не каждую неделю, кузбассовцы стали обращаться в антимонопольное ведомство с просьбой проверить ситуацию на рынке нефтепродуктов. На что, в частности, УФАС сообщило: с 1 июля 2012 года произошло повышение акцизов, повлекшее незначительное изменение оптовых цен на бензин в Кемеровской области. С августа по сентябрь они выросли в среднем на два процента, а розничные — на 1,7. Кроме того, сказался сезонный фактор, обусловивший повышенный спрос на светлые нефтепродукты.
Между тем, по данным ФАС, местный рынок ГСМ за последнее время претерпел изменения. Количество компаний, которые самостоятельно, по своим транс-портным каналам поставляют нефтепродукты, сокращается. Также уменьшается количество «независимых» участников розничного рынка. Их издержки на приобретение топлива значительно выше, чем у предприятий, входящих в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которых в регионе представлено три: «Газпромнефть», «Роснефть» и «Татнефть».
Как поясняли в антимонопольном ведомстве, одной из проблем для «независимых» участников рынка является отказ либо уклонение оптового поставщика от поставки нефтепродуктов. Если в заключенном между хозяйствующими субъектами договоре не указаны конкретные условия, то они становятся предметом дополнительного согласования «по телефону», в результате чего заявки удовлетворяются частично, либо вообще не удовлетворяются. Привлечь виновных в злоупотреблении своим положением по существующим договорам фактически невозможно.
В октябре этого года власти Кемеровской области обратились к руководству ФАС , выразив обеспокоенность сложившейся экономической ситуацией на рынке нефтепродуктов, которая усугубляется продолжающемся ростом цен на горюче-смазочные материалы ОАО «Газпром-нефть-ОНПЗ». В обращении, в частности, говорилось, что только в августе-сентябре 2012 года компания девять раз пересматривала отпускные цены. По мнению чиновников, удорожание продукции Омского НПЗ «усиливает социальную напряженность в регионе, а также негативно отражается в целом на социально-экономическом положении Кемеровской области».
По данным Алтайского краевого управления ФАС России, за десять месяцев оптовые цены на бензин и дизельное топливо в регионе выросли в среднем на 13-15,5 процента, розничные — на 10-12,5 процента. Особенно заметное повышение произошло в октябре — начале ноября, когда АИ-92 на некоторых АЗС подорожал сразу на пять процентов.
Но, несмотря на такой значительный рост цен, ситуация на региональном рынке, по оценке специалистов краевого УФАС, остается стабильной и не требуют применения мер антимонопольного регулирования. В ведомстве говорят об общем рыночном тренде, связанном с ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, увеличением ставок акцизов, тарифов естественных монополий и другими факторами. Динамика как оптового, так и розничного рынка автомобильного топлива соответствует темпам изменения закупочных цен. Фактов возникновения перебоев в поставках бензина и дизельного топлива в розничную сеть, как и фактов согласованных действий поставщиков, на рынке региона не зафиксировано.
По мнению президента Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, стремительный рост стоимости бензина, который местные автолюбители наблюдают с августа, связан с изменением ситуации на региональном рынке.
— Полтора года мы жили в особых тепличных условиях, потому что ВИНК искусственно удерживали цены в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях ниже рыночных, — убежден Матвейко. — При этом в других регионах страны, где топливо закупают на бирже, его стоимость уже давно была выше. В августе нефтяные компании решили «подравнять» ситуацию, поэтому стоимость бензина у нас за последние месяцы выросла сразу на пятнадцать процентов. Дальнейшую ситуацию на рынке прогнозировать сложно, но снижения цен ожидать, я думаю, не стоит. С января вновь увеличатся акцизы, что вызовет очередное повышение топливных цен.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________