Отрегулировали
Введенная 2,5 года назад новая методика взимания податей с нефтяников принесла наконец не только фискальный результат: нефтекомпании сократили экспорт сырой нефти и принялись развивать переработку внутри страны. Благодарить за эффект, впрочем, нужно не только мудрый Минфин, но и конъюнктуру на мировом нефтяном рынке, круто изменившуюся в конце прошлого года. Согласно опубликованным на минувшей неделе данным Росcтата, за 11 месяцев 2006 г. Россия сократила экспорт нефти по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 1,2% — до 227,5 млн т. Самое большое падение было в ноябре — на 9,2%. Естественно: в октябре-ноябре действовала рекордная экспортная пошлина на нефть — $237,6 за тонну. Как полагается по минфиновской методике, пошлина была установлена исходя из стоимости нефти Urals в два предыдущих месяца: в августе — $502,4 за 1 т, в сентябре — $430,4. Но в октябре цена Urals упала до $402,4, в ноябре российская нефть стоила $406,5. Вот нефтяники и решили, что лучше отправить больше нефти на переработку, чем терять на драконовской пошлине.
В результате в пользу нефтепродуктов изменилась и структура экспорта. По данным Федеральной таможенной службы, российские компании за год увеличили экспорт нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья на 5,5%, в том числе экспорт автомобильных бензинов — на 7,1%. Основные изменения произошли в поставках энергоносителей в страны СНГ, куда физический экспорт нефти сократился на 17,1%, зато нефтепродуктов было отправлено на 34% больше по сравнению с 2005 г. Оно и понятно: стоимостной объем экспорта нефти в страны СНГ вырос всего на 5,1%, тогда как нефтепродуктов — на 69,1%. Изменение баланса пошло на пользу почти всем. Нефтяники стали больше инвестировать в нефтепереработку, за невнимание к которой их критиковали все последние годы. Ничего не потерял стабфонд, куда идут деньги от пошлин, — по объему экспорт пока упал несильно, а с каждой тонны денег собиралось больше. Если верить Росстату, повезло и российским потребителям: в ноябре отпускные цены на бензин с заводов понизились на 3,7%, а потребительские — на 0,6%. В числе проигравших может оказаться разве что “Транснефть”, поскольку снижается прокачка по ее трубам. Зато выигрывает “Транснефтепродукт”, у которого загрузка мощностей растет.
Эйфория, впрочем, вряд ли будет долгой. По итогам января стоит ожидать еще большего падения экспорта нефти: поставки останавливались на несколько дней из-за конфликта с Белоруссией. Стоимость Urals сейчас держится на рекордно низком за последние полтора года уровне $365 за 1 т при пошлине $180,7 за 1 т, действующей до 1 февраля. Упадут доходы и компаний, и правительства. Потребителям, несмотря на рост переработки, ждать снижения цен на бензин не стоит: нефтяники явно постараются компенсировать свои потери от экспорта за счет внутреннего рынка. По материалам SmartMoney.