ОПЕК подобна умирающей звезде, готовой взорваться в любой момент
ОПЕК умирает. Президент США Дональд Трамп, наверное, радуется. Однако, ему может не понравиться то, что придет на смену картели.
Во времена своей молодости группа светила ярко, помогая участникам взять контроль над нефтяной промышленностью и дать отпор иностранным производителям (и их правительствам). Но, как и любая звезда, ОПЕК может рано или поздно взорваться.
Когда в звезде заканчивается водород, ее ядро сокращается и нагревается, в то время как внешние слои расширяются.
Затем может произойти одно из двух — она либо превратится в незначительную звезду-карлика, либо взорвется в качестве сверхновой.
Рис. 1 Красный гигант. Сейчас в ОПЕК рекордное количество членов, но доля картели в общем мировом объеме нефтедобычи на минимальном за 27 лет уровне
Похоже, что ОПЕК приближается ко второму варианту развития событий. Организация теряет позиции уже на протяжении трех лет подряд. Новые члены не принесли особой пользы.
Подобно газовому шару в космосе, для прекращения существования ОПЕК не требуются никакие внешние силы.
Твиты Трампа и угрозы принятия США антитрастовых актов — это мелочи. Они лишь придают мнимый блеск тускнеющему существованию картели.
Рис. 2 Падающая звезда. Доля нефтедобычи ОПЕК среди мировых производителей пострадала из-за увеличения объемов производства в США и России
Мир изменился. ОПЕК больше не столь актуальна, как ранее. Хотя за 58 лет существования в организации никогда не было так много членов, объемы нефтедобычи ОПЕК сейчас составляют лишь треть от всей нефти, добываемой в мире. Это рекордно низкий показатель почти за три десятка лет. Сложно это назвать “монополией”, как любит выражаться Трамп.
Способность группы влиять на цены посредством увеличения или уменьшения объемов нефтедобычи также ослабла. Свободные производственные мощности, необходимые для того, чтобы резко повысить нефтедобычу, сконцентрировались сугубо в руках “банды” арабских государств Персидского залива.
Полноценное включение России в дела группы является ещё одним свидетельством ослабления власти ОПЕК. Сама по себе картель не хотела и не могла договориться об устранении с рынка избыточной нефти в 2016 году, чтобы сбалансировать спрос и предложение. Только благодаря России удалось изменить ситуацию.
Сейчас, когда ОПЕК так нужно увеличить нефтедобычу, её бессилие становится еще более очевидным.
Лишь небольшая группа стран, ведомая Саудовской Аравией, способна увеличить объемы добычи нефти. В Венесуэле и Анголе сокращение нефтедобычи происходит вынужденно, на них нельзя рассчитывать. Ливию и Нигерию освободили от исполнения условий сделки — они и так качают столько, сколько могут. Экспорт в Иране сокращается быстрее, чем предполагали аналитики. Трамп вовсе хочет свести объемы экспорта нефти в Иране к нулю уже в ноябре.
Всё это — верный рецепт для роста цен.
Ныне внутренние политические и экономические разногласия ОПЕК перевешивают то общее, что свело производителей вместе в 1960 году.
Поведение двух членов ОПЕК — Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов — никак нельзя назвать попыткой сплотиться вокруг товарища, столкнувшегося с внешней угрозой. Наоборот, их намерение продвигать антииранскую политику в угоду США может навредить всей группе. По крайней мере, так считает иранский министр энергетики.
Рис. 3 Восходящая звезда. После возобновления антииранских санкций объемы нефтедобычи в Саудовской Аравии могут превысить рекорд 2016 года
Иранский министр, возможно, и прав, но он все равно ничего не может поделать.
Экспорт нефти в Иране уже упал на треть по сравнению с апрельскими показателями. Похоже, что в текущем и следующем месяцах объемы поставок нефти из Ирана продолжат сокращаться. Покупатели бегут с иранского рынка.
Вместе с тем, Саудовская Аравия увеличила производительность на 420,000 баррелей в день и, возможно, приблизится к рекорду 2016 года.
Конечно, это не первый раз, когда между членами ОПЕК возникли разногласия. Например, в 1980 году один член ОПЕК напал на другого — Ирак атаковал Иран. Затем в 1990 году Ирак напал на Кувейт.
Но, похоже, что нынешние разногласия носят более разрушительный для организации характер. Конфликт между Саудовской Аравией и Ираном куда более фундаментален, чем агрессия Саддама Хуссейна.
На воскресной встрече Совместного министерского технического комитета будут рассмотрены вопросы, связанные со сделкой об ограничении нефтедобычи 2016 года. Но у собрания производителей в данном формате нет полномочий на реальное изменение каких-либо условий. Впрочем, технический комитет стал инструментом для взаимодействия между саудитами и Россией.
Рис. 4 Критическая масса. Санкции против Ирана вновь приведут к перевыполнению квот по сделке ОПЕК+
Сокращение иранского экспорта в результате возобновления санкций со стороны США приведет к тому, что общий объем нефтедобычи группы ОПЕК+ вновь снизится до уровня, менее, чем изначально договаривались участники.
В июне было принято решение возвратиться к 100-процентному исполнению квот по сделке. Саудовская Аравия и Россия будут выступать за то, чтобы производители, способные увеличить нефтедобычу, так и сделали. А кто может сделать это быстрее всех? Правильно, Саудовская Аравия и Россия.
Звёзды живут миллиарды лет. Но жизненный цикл ОПЕК может завершиться куда быстрее. И едва ли президенту Трампу понравится новый союз Саудовской Аравии и России.
Сторонники Трампа боятся, что он пойдет на сделку с Ираном