04 December 2018, 11:09
ОПЕК и Россия в шаге от возобновления ограничений, но настолько далеко они пойдут?
ОПЕК и её союзники на этой неделе собираются в Вене, чтобы обсудить вопрос возобновления ограничений по объемам нефтедобычи.
Вместе с тем, цена на нефть с октября сократилась рекордными темпами.
После того, как Россия и Саудовская Аравия договорились о продолжении сотрудничества в 2019 году, стало возможным говорить об общих чертах нового соглашения. Но деталей не хватает.
Результативность встречи будет зависеть от того, каким будет объем ограничений, насколько ясно будут выражены условия сделки, и станут ли участники соглашения соблюдать его в полной мере и беспрекословно.
Вот несколько возможных вариантов развития событий.
Большое ограничение
Организация стран-экспортеров нефти уже сообщила о том, какое сокращение ей необходимо для устранения перенасыщения на рынке: 1.3 млн. баррелей в день по сравнению с октябрьскими показателями.
Ограничения такого масштаба определенно скажутся на рынке. Они приведут к тому, что наращивания запасов нефти в следующем году точно не произойдет.
Рис. 1 ОПЕК указывает, что если объемы нефтедобычи останутся на октябрьском уровне, то запасы нефти в следующем году будут стремительно расти
Участникам группы придется торговаться друг с другом по поводу того, какую долю ограничений им на себя взять. Но этот шаг не является беспрецедентным. В 2016 году они уже согласились снизить нефтедобычу на 1.3 млн. баррелей в день. И большинство участников были довольны такими условиями, пока президент США Дональд Трамп не начал требовать от ОПЕК увеличить производство.
Трамп является в данной ситуации фактором риска. Саудовскому краун-принцу Мохаммеду бин Салману будет непросто в открытую проигнорировать кампанию Трампа по снижению цен на нефть. После международного скандала, связанного с убийством Джамаля Хашогги в Стамбуле, принцу нужен могущественный союзник в Белом Доме, чтобы защитить его от разгневанных сенаторов и других крупных игроков Вашингтона.
Венский компромисс
Для того, чтобы избежать гнева Трампа, некоторые делегаты ОПЕК в частном порядке обсудили идею реализации ограничений по нефтедобыче без именования их “ограничениями”. Например, они могут сказать, что объемы нефтедобычи сократятся, но лишь по той причине, что спрос со стороны покупателей снизился.
Министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих уже намекал на возможность реализации такого подхода в этом месяце. Он сказал, что объемы нефтедобычи в королевстве снизятся в декабре и январе вследствие сокращения спроса со стороны покупателей.
Но при таком варианте развития событий имеются риски. Во-первых, нефтяные трейдеры могут просто не поверить в приближение реальных ограничений нефтедобычи. Во-вторых, такие производители как Ирак и Россия, уже уставшие от сделок, могут не захотеть полностью соблюдать условия соглашения. В июне они уже прекратили сокращать нефтедобычу.
“Если встреча в Вене закончится не введением ясных и конкретных ограничений, а каким-либо общим невнятным объявлением, направленным на пресечение перенасыщения на рынке, то это вызовет ещё больше продаж”, — говорит Амрита Сен, аналитик из Energy Aspects Ltd.
Открыть все краны
Четыре года назад, когда цены на нефть обрушились из-за сланцевого бума в США, Россия встретилась с министрами в Вене, чтобы обсудить варианты сотрудничества для увеличения цен на нефть. Эти переговоры ни к чему не привели, и через несколько дней после этого полноценная встреча ОПЕК не завершилась принятием какого-либо конкретного решения по ограничению нефтедобычи.
Затем началась полноценная ценовая война. Саудовская Аравия открыла все краны и обрушила цены в попытке вывести из игры сланцедобытчиков.
В начале 2016 года нефть упала до $27 за баррель. Королевству пришлось отказаться от своей стратегии. Саудиты начали созывать новый альянс в целях введения ограничений на нефтедобычу.
Соглашение, достигнутое недавно между Путиным и принцем Мохаммедом в Буэнос Айресе, позволяет сделать предположение о возможном варианте развития событий. Лидеры не назвали никаких точных цифр, но, по крайней мере, была выражена политическая воля на продолжение сотрудничества в целях стабилизации рынков.
EIA: цены на канадскую нефть продолжают снижаться