Объем прокачки нефти через «Дружбу» падает
Европейские НПЗ сокращают закупки российской нефти, ссылаясь на повышенное содержанием серы. Впрочем, как полагают эксперты, этот довод может быть элементом маркетингового давления.
Согласно заявлениям «Транснефти», в 2018 г. компания снизит экспорт нефти по трубопроводу «Дружба» на 7,5%. В Польшу будет поставлено 15,115 млн тонн (снижение на 3,4% по сравнению с 2017 г.), в Словакию – 4,99 млн тонн (–9,4%), в Венгрию – 3,968 млн тонн (–9,6%), в Чехию – 4 млн тонн (–1%), а в Германию поставки незначительно, но вырастут – на 0,3%, до 19,954 млн тонн. Поставки нефти в Китай по итогам года вырастут на 44,5% и составят 38,3 млн тонн.
Согласно ГОСТ 51858, традиционная российская экспортная марка Urals получается путем смешения легкой нефти месторождений Западной Сибири и тяжелой сернистой нефти Башкирии и Татарстана.
Уровень серы в итоговом «коктейле» должен находиться в пределах от 0,61 до 1,8%, а плотность – 853,7-873,5 килограмм на кубометр. Под эту специфику оптимизированы техпроцессы и оборудование европейских НПЗ.
Как отмечает Алексей Сергеев, директор Департамента оценки и консультационных услуг российского офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal, содержание серы в северной ветке нефтепровода «Дружба», уходящей в Польшу и Германию, неоднократно поднималось до 1,81% и даже 1,85%. Это отрицательно сказывается на КПД оборудования европейских НПЗ, оборачиваясь в итоге ростом издержек, а значит, и себестоимости получаемых конечных продуктов вкупе со снижением объемов выхода бензинов и прочих «легких фракций», имеющих на рынке наибольшую цену.
«Как следствие, уменьшалась общая прибыль НПЗ. Для сохранения техпроцесса европейские предприятия вынуждены домешивать в «коктейль» легкую, но значительно более дорогую ближневосточную нефть. Потому что с простоем на переналадку оборудования издержки оказываются еще выше», – говорит Сергеев.
К слову сказать, дополняет эксперт, проблема повышенного содержания серы в российской нефти отмечалась еще в 2017 г. и стала основанием для переориентации продаж нефти Саудовской Аравии в Европу в ущерб Юго-Восточной Азии. Цены получаются несколько ниже азиатских, но и издержки на доставку в Юго-Восточную Азию оказываются существенно ниже, так как плечо доставки выходит значительно короче, чем в Европу.
Леонид Хазанов, промышленный эксперт, дополняет, что негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» формировалась из года в год. По трубопроводу исторически поставляется нефть с высоким содержанием серы из Самарской области, Татарстана, Удмуртии и Башкирии, тогда как сырье с низкой концентрацией идет в Китай по трубопроводу ВСТО.
«Естественно, для потребителей в Европе подобная нефть является головной болью, поскольку им нужно серу извлекать, складировать и куда-то продавать. Неудивительно, если они рассматривают вопрос замещения российской нефти ближневосточной, отличающейся малым содержанием серы. Соответственно, сильный спад закупок ими нефти, поступающей по трубопроводу «Дружба», приведет к уменьшению рентабельности его работы», – говорит эксперт.
Как вариант, по мнению Хазанова, возможна переработка нефти с высокой концентрацией серы на отечественных заводах. Однако на должном уровне ее может осуществлять далеко не всякое предприятие, и для нее надо будет найти покупателей.
«В принципе, таковыми могут стать заводы минеральных удобрений, в цикле которых используется серная кислота. Но неясно, смогут ли поставщики нефтяной серы конкурировать на равных с компанией «Газпром сера» («дочка» «Газпрома»), вдобавок надо будет иметь агрегаты для плавки серы, тогда как «Газпром сера» поставляет ее в жидком виде», – поясняет эксперт.
Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции факультета ВШКУ, дополняет, что увеличение закупок ближневосточной нефти европейскими НПЗ происходит на фоне реализации стратегии Евросоюза по снижению зависимости от российских энергоресурсов. Это связано как с фактором ухудшения качества нефти Urals, так и с долгосрочными обязательствами «Роснефти» и «Транснефти» по увеличению отгрузок малосернистого сырья в КНР.
«Тем не менее российские производители, не имеющие возможности транспортировки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), проявляют заинтересованность в увеличении экспортных поставок в Европу», – говорит Сафонова.
По данным Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора, объем экспортных отгрузок нефти трубопроводным транспортом по нефтепроводу «Дружба» вырос в августе 2018 г. на 92,8 тыс. тонн по сравнению с июлем 2018 г., составив 4218,4 тыс. тонн. Поставки в Германию сократились в абсолютном выражении на 4,3 тыс. тонн, в Чехию – на 5 тыс. тонн, в Венгрию – на 13 тыс. тонн, в Словакию – на 155 тыс. тонн. Поставки в Польшу возросли на 270 тыс. тонн после завершения ремонтных работ на Гданьском НПЗ. Среднесуточная отгрузка в Европу возросла в августе на 3 тыс. тонн, переломив превалировавшее ранее сокращение. В августе 2018 г. произошло и увеличение трубопроводных поставок нефти в Китай. Так, загрузка трубопровода Сковородино – Мохэ по российской территории возросла в прошлом месяце на 300,5 тыс. тонн.
В свою очередь, Сергей Миславский, генеральный директор АО «Сервис ВМФ», полагает, что сокращение поставок российской нефти в ЕС является предметом многофакторного прогнозирования. Содержание серы не самый критичный показатель, больший вес имеет транспортная логистика.
«Перевод логистики и технологической цепочки европейских НПЗ, длительно использующих поставки нефти по трубопроводу «Дружба», дорогого стоит и требует надежного поставщика. Показатель роста содержания серы может быть элементом маркетингового давления. В этом случае заявляемые сокращения объемов поставки являются измерителем диверсификации поставок», – говорит Миславский.
Эксперт отмечает, что сокращение объемов поставки российской нефти на экспорт по трубопроводу «Дружба» не будет критичным для трубопровода из-за более высокой конкурентоспособности по тарифам перед новыми трубопроводами.
«В то же время будут расти российские экспортные поставки морским транспортом за счет высококачественной отечественной нефти из центров добычи в Арктической зоне как в направлении ЕС, так и АТР. Получит дальнейшее развитие трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан за счет отводов и увеличения мощности нефтяных терминалов отгрузки в морских портах Дальневосточного бассейна», – полагает Миславский.
По данным Минэнерго РФ, прогноз общей добычи на 2018 г. повышен относительно прошлогодних оценок на 3,5 млн тонн. За 2018 г. предполагается добыть 551 млн тонн, а в 2019 г. – 555 млн тонн, тогда как за 2017 г. было добыто 547 млн тонн. О падении говорить не приходится, хотя санкции и осложнили доступ к технологиям и оборудованию, необходимому для модернизации скважин и повышения их КПД.
При этом, дополняет Сергеев, из общего разведанного объема российской нефти примерно 20%, или 16 млрд тонн, находятся на месторождениях, далеких от Европы.
«Если во второй половине ХХ века ключевых потребителей нефти было два – Европа и США, – из которых мы могли активно развивать сотрудничество только с Европой, то сегодня спрос на нефть в Азии по объему превосходит европейский. Плюс к этому цены там выше, чем в Европе. В результате заметная часть объемов западносибирской добычи все больше переориентируется на Китай», – говорит Сергеев.
По мнению Хазанова, переориентировать нефтяные потоки – задача непростая, надо понять, как именно доставлять нефть в КНР. Возможны два варианта: в железнодорожных цистернах до нефтеперекачивающей станции «Тайшет», являющейся началом трубопровода ВСТО, либо доставлять в них же до портов на побережье Балтийского и Черного морей и там закачивать в танкеры.
«Здесь могут возникнуть объективные трудности: потребуется очень много цистерн, железные дорогие имеют ограничения по пропускной способности. Плюс неясно, смогут ли наши порты принять подобные объемы нефти. Впрочем, если в Китае захотят покупать нашу высокосернистую нефть и предложат хорошую цену, почему бы и не приступить к переориентации потоков? Впрочем, потребителям из КНР есть из кого выбрать, к их услугам нефть всей планеты», – считает он.
Миславский также отмечает, что мировой рынок нефти в силу высокой либерализации значительно зависит от биржевой торговли и арбитражных операций. Это требует развитой транспортной инфраструктуры, включая хранение и отгрузку.
«Поставки российской нефти на экспорт обеспечивают три вида транспорта, дополняющие друг друга, – трубопроводный, морской и железнодорожный. Баланс между ними определяет концентрацию российских производителей нефти в лице нефтетрейдеров на зарубежных рынках. Допустить свертывание любого вида транспортировки нефти, учитывая протяженность России, недопустимо», – заключил эксперт.
Читайте ежедневный прогноз ценовых колебаний на 14 сентября 2018