07 June 2011, 07:24
Независимые операторы петербургских АЗС могут уйти с рынка
Независимые операторы топливного рынка Петербурга и Ленобласти, контролирующие 55% рынка нефтепродуктов, уверяют, что товарных запасов бензина и дизтоплива на их станциях хватит на два-три дня. Компании ожидают роста цен на бензин, полагая, что проблему невозможно решить без вмешательства на федеральном уровне, сообщает РБК daily. Без перебоев работают АЗС, принадлежащие нефтяным компаниям, что позволяет представителям Смольного утверждать, что в городе нет проблем с топливом.
Ситуацию на топливном рынке города вчера обсуждали члены совета директоров Российского топливного союза, заседание которого прошло в Петербурге.
Как сообщил президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, с середины мая вертикального интегрированные нефтяные компании (ВИНК) прекратили поставлять независимым трейдерам бензин по прямым договорам, продолжая отгружать топливо по прямым договорам только в адрес своих дочерних структур. В результате на станциях, принадлежащих ВИНК, топливо есть, на АЗС независимых операторов его по сути не осталось.
«Наша компания имеет запасы топлива всего на три дня, — признает совладелец холдинга «Фаэтон» Михаил Снопок. — Сейчас все, что покупается, продается с колес». По его словам, независимым поставщикам топлива попросту негде его купить.
Невозможно приобрести бензин и на Международной товарно-сырьевой бирже. «К примеру, если на биржу поступают заявки на приобретение 300 тыс. т, то продается всего 28 тыс. т», — рассказывает г-н Снопок. Как поясняет г-н Ашихмин, это обусловлено тем, что по действующему законодательству ВИНК реализуют через биржу всего 15% производимых нефтепродуктов. При этом сами торги проводятся не идеально. «Все, что идет на биржу, выставляется крупными партиями, которые не могут купить независимые трейдеры», — отмечает Олег Ашихмин. Но это топливо мгновенно выкупается дочерними структурами ВИНК по цене 26 руб. за тонну. Через пять минут после этого на продажу выставляются дробленые лоты по 500 т, но уже по цене 32 руб. за тонну. «Формально придраться к этому нельзя, торги состоялись, но биржевую торговлю извратили», — недоумевает г-н Ашихмин.
Если покупать топливо по тем ценам, которые сегодня выставлены на бирже, то цены на АЗС независимых поставщиков надо повышать на 3—4 руб., при этом стоимость бензина на заправках ВИНК остается на прежнем уровне, добавляет он. «Такие действия ведут к переделу розничного рынка», — считает глава РТС Евгений Аркуша.
Глава Управления ФАС по Петербургу Олег Коломийченко считает, что возникла «реальная угроза потерять независимых операторов АЗС». По его мнению, есть два выхода из ситуации: либо отпустить цены (но тогда нет гарантии, что они не достигнут уровня хотя бы соседней Украины, где дизель уже стоит по 1 евро за литр), либо ввести госрегулирование оптового рынка — обязать производителей нефти насыщать бензином рынок.
На это г-н Аркуша напомнил, что «выборы не за горами» и правительство вряд ли решит отпустить цены на топливо. По его мнению, для стабилизации ситуации следует отложить введение топливного стандарта Евро-3 в России и временно разрешить компаниям продолжать выпуск бензина и дизеля стандарта Евро-2, чтобы насытить внутренний рынок топливом. Кроме того, необходимо увеличить объемы продажи нефтепродуктов нефтяными компаниями на бирже, тем самым создав конкурентные и равные условия для независимых участников розничного рынка и ВИНК. Предложения участников рынке уже направлены в адрес правительства РФ, утверждает Евгений Аркуша.
Между тем представители Смольного уверяют, что проблем с поставками топлива в город нет. В ответ игроки рынка говорят, что запасы топлива сокращаются и у ВИНК из-за резкого роста числа клиентов вследствие их перетока от независимых компаний.