24 May 2012, 11:00
Независимые АЗС Дальнего Востока остались без топлива
Одна из крупных сетей АЗС в Приморье, ООО «Альфа Влад ойл» (марка Benzo, 37 АЗС), прекратила продажу высооктановых марок бензина, А-92 и А-95, сославшись на приостановку продажи бензина компаниями НК «Роснефть» и НК «Альянс». Об этом пишет «Коммерсантъ».
Другие участники рынка предупреждают, что их запасы тоже скоро кончатся. В свою очередь оптовые поставщики поясняют приостановку отпуска топлива ограничением перевозок нефтепродуктов по железной дороге, а также плановым ремонтом Хабаровского НПЗ.
Исполнительный директор АЗС ООО «Компетент-Сервис» Иван Артемьев сообщил, что по состоянию на вторник отпуск топлива на станции производится без ограничений, однако из-за временного прекращения поставок руководство ожидает дефицит бензина.
«Пока топливо есть, но хватит его ненадолго. Нам обещают, что через три-четыре дня ситуация нормализируется, но как будет на самом деле – неизвестно», – отметил И. Артемьев.
По мнению представителя одной из местных сетей АЗС, пожелавшего остаться неизвестным, дефицит топлива в Приморье вызван искусственно, с целью «найти повод поднять цены».
«Нам говорят, что топлива нет, нефтебазы сухие. Но такое в Приморье происходит каждый год, и каждый раз потом поднимаются цены», – рассказал собеседник.
Представители одного из основных поставщиков топлива в Приморье – НК «Альянс», контролирующего треть АЗС края (около 340 АЗС), подтвердили, что дефицит топлива связан, в том числе, с ужесточением требований к ж/д перевозкам нефтепродуктов, а также ремонтом на нескольких НПЗ на западе страны.
По словам пресс-секретаря компании Андрея Румянцева, на заправках «дочки» «Альянса», ОАО «Приморнефтепродукт», запасов топлива хватит как минимум на 20 дней, однако оптовая продажа частным АЗС в Приморье действительно прекращена. Сроки возобновления отпуска бензина частным станциям он не назвал.
«На начало новой недели мы видим, что раздавать топливо нельзя, так как мы сами можем оголиться. Когда ситуация нормализуется мы, может быть, начнем потихоньку мелким оптом раздавать, но пока мы вынуждены отдавать приоритет своей сети», – рассказал А. Румянцев.
Еще одной причиной приостановки ж/д поставок бензина участникам приморского рынка стала задержка грузовых составов из-за взрывов на артиллерийском складе в районе станции Сунгач 18 мая. Так, были задержаны 18 нечетных грузовых поездов (общее время задержки – 36 час. 45 мин.) и 73 четных грузовых поезда (127 час. 9 мин.).
При этом представителям госструктур известно об угрозе дефицита топлива. Так, УФАС по Приморью выявило приостановку продажи топлива на некоторых заправках Владивостока, но решение этой проблемы «не находится в его компетенции».
«Мы следим и знаем об этом, но сделать в данном случае ничего не можем»,— сообщила пресс-секретарь ведомства Кристина Мирзаева.
Региональное УФАС в начале этой недели зафиксировало повышение стоимости всех видов бензина на заправках НК «Альянс» на 30 коп. ($0,01) и дизельного топлива – на 70 коп. ($0,02).
«Поставщик объясняет это повышением оптовых цен, мы проверяем информацию», – пояснила К. Мирзаева.
Аналогичный рост стоимости бензина на заправках НК «Альянс» был отмечен и в Хабаровском крае.
По мнению экспертов, серьезного топливного кризиса в регионе все же не будет.
«Не думаю, что это реальная угроза, в то время как отмена перевозок топлива в легких цистернах была необходима. Это нужно просто перетерпеть», – считает директор «ДВНИПИ-Нефтегаз» Александр Гульков.
По его словам, в связи с началом посевной и сокращением ж/д поставок топлива будет не хватать только на частных АЗС края, тогда как основные поставщики найдут возможность не снижать продажи бензина.
Напомним, Хабаровский НПЗ 15 мая из-за нехватки сырья и затоваривания складов мазутом вынужден был остановить установки первичной переработки нефти АТ, сократив объем переработки более чем на 50%. Пресс-служба НК «Альянс» сообщила о возможном срыве обеспечения Дальнего востока топливом. Сообщалось также о трудностях с обеспечением нефтью Комсомольского (Хабаровский край) и Новокуйбышевского НПЗ «Роснефти» (Самарская обл.) и Уфимского НПЗ «Башнефти».
Перед этим Ространснадзор принял решение ужесточить требования к перевозкам нефти и нефтепродуктов по железной дороге, что могло повлечь срыв производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий России и недопоставки топлива потребителям.
После обращения нефтяных компаний к и.о. министра транспорта РФ Игорю Левитину с просьбой отсрочить введение запрета на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в бензиновых цистернах ведомство отменило ограничения.