20 October 2014, 13:16
Неисправность топливной системы
Наступившая неделя должна принести облегчение участникам российского топливного рынка, которые весь октябрь живут в самой жесткой с марта 2011 года ситуации. Из ремонта выйдут Ангарский и Мозырский НПЗ, в то время как спрос на бензин должен сезонно снизиться. Перебои поставок топлива, которые наблюдались в Сибири, остались локальными и не переросли в полноценный бензиновый кризис. «Ъ» попытался разобраться, почему эти проблемы вообще возникли и какого развития событий можно ожидать в следующем году.
В октябре ряд российских регионов испытал самые серьезные трудности с обеспечением топливом с момента бензинового кризиса в марте 2011 года. В Новосибирской, Иркутской областях и Бурятии существенная часть АЗС вынуждена была прекратить продажи бензина на срок от нескольких дней до двух недель. Напряженность ощутили заправки во всех регионах Сибирского федерального округа. В основном с ней столкнулись независимые АЗС — в условиях нехватки топлива нефтяники стремились обеспечить собственные сбыты. Ажиотажный спрос на бензин поднял оптовые цены до исторических рекордов, заставив владельцев АЗС увеличить цены на 1-2 руб. за литр.
Основной причиной стала нехватка топлива на локальном рынке Сибири. Он снабжается с Омского («Газпром нефть»), Ачинского и Ангарского НПЗ («Роснефть»). Июньская авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что завод до сих пор не выпускает товарные бензины. А в сентябре в ремонт были почти одновременно выведены два других НПЗ, из-за чего выпуск в Омске снизился на 22% по сравнению с августом, а в Ангарске — в несколько раз. При этом в конце сентября начался ремонт на втором крупнейшем заводе «Газпром нефти» — Московском НПЗ, и компания вынуждена была перебрасывать часть объемов с Омска в Центральную Россию.
«Дефицит должен был бы покрываться запасами, но их хватает только для обеспечения поставок бензина на собственные сети АЗС нефтекомпаний»,— говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В результате независимые сети АЗС стали работать с перебоями, а некоторые, как иркутская «Крайснефть», полностью остановились. Встревоженные губернаторы обратились к нефтяникам с просьбой экстренно увеличить поставки, а ФАС направила им предупреждения. «Газпром нефть» и «Роснефть» утверждают, что продолжали в октябре отгружать топливо независимым сетям, а отдельные случаи непоставок связаны с поздней подачей заявок. «Это не так, даже поданные по всем правилам заявки не удовлетворяются в полном объеме, а нефтяники используют ситуацию для борьбы за клиента»,— возражает господин Аркуша. Минэнерго же, напротив, считает, что ситуацию нагнетают владельцы независимых АЗС, которые в условиях высоких оптовых цен хотят дешевого бензина.
На прошлой неделе, по данным «Ъ», нефтяники вели поставки в Сибири в ручном режиме, с колес, а запасы бензинов АИ-92 и АИ-95 на подавляющем большинстве АЗС не превышали один-два дня. «Газпром нефти» даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределять топливо между собственными и независимыми заправками. По мнению опрошенных «Ъ» участников рынка, во многом именно это предотвратило ухудшение ситуации до стадии полноценного бензинового кризиса. Собеседники «Ъ» отмечают, что критическим был период с 10 по 15 октября, а после 20 октября, когда выйдет из ремонта Ангарский НПЗ, ситуация должна улучшиться.
Хотя непосредственной причиной проблем в Сибири стали ремонты на НПЗ, к середине сентября рынок бензина в РФ в целом был разбалансирован и находился в опасном состоянии. Череда аварий на заводах привела к тому, что к началу октября выпуск высокооктановых бензинов, по данным ЦДУ ТЭК, отставал от плана на 700 тыс. тонн. План Минэнерго предусматривает рост выпуска высокооктановых бензинов по сравнению с 2013 годом на 1,6%, до 37,3 млн тонн, но на 7 октября производство все еще отставало на 0,6%. Таким образом, в течение весны—осени, когда спрос на бензин традиционно высок, НПЗ выпускали меньше топлива, чем в 2013 году. После аварии на Ачинском НПЗ резко вырос импорт топлива из Белоруссии, и за январь—сентябрь в РФ было ввезено на 870 тыс. тонн больше, чем в 2013 году, но это позволило только заместить выпавшие объемы. Экспорт высокооктанового бензина, который после введения 90-процентной пошлины в мае 2011 года почти встает в высокий сезон, в этом году был таким же, как в 2013-м (снижение за девять месяцев на 0,8%).
С другой стороны, спрос на бензин в РФ увеличивается не менее чем на 3% в год, а в этом году из-за присоединения Крыма рост должен ускориться. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов говорил в июне, что на ближайшие годы закладывается увеличение спроса на 4%. Иными словами, импорт из Белоруссии должен был служить постоянным источником бензина для рынка РФ даже в отсутствие аварий на НПЗ. По балансу поставок на 2014 год Россия может получить из Белоруссии 2,1 млн тонн бензина. Однако Минэнерго не настаивает на этом объеме и считает, что 1,5 млн тонн по итогам года будет достаточно.
Многие собеседники «Ъ» в отрасли уверены, что именно бездействие Минэнерго привело к напряженной ситуации на рынке. «Минэнерго в какой-то момент упустило ситуацию и продолжало говорить, что все хорошо, когда рынок шел к дефициту, а теперь боится в этом признаться»,— говорит один из них. У министерства иное мнение.
Дисбаланс спроса и предложения на рынке привел к резкому росту цен в течение лета: в ходе торгов на СПбМТСБ бензиновые индексы достигли новых исторических максимумов. По данным ЦДУ ТЭК, по АИ-92 средняя отпускная цена с НПЗ выросла с начала года к 7 октября на 29,4%, по АИ-95 — на 25,4%. Цены на заправках увеличились на 9,7% и 7,5% (2,9 руб. и 2,5 руб. на литр соответственно). По данным Росстата, цены производителей в нефтепереработке выросли за девять месяцев на 10,6% — это самый высокий показатель среди всех отраслей промышленности. Опрошенные «Ъ» крупнейшие нефтяники указывают на то, что оптовые цены на бензин имеют резкую сезонность и в годовом выражении рост меньше — около 15% при инфляции 8%. Кроме того, они напоминают, что в этом году вновь были повышены акцизы, что дало прирост цены еще на 3,2%.
В «Роснефти» считают, что «ключевым фактором, повлиявшим на рост цены, стала биржа». Как сообщили «Ъ» в компании, «на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые перепродавцами», и поэтому «необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов, исключив возможность спекулятивных операций». Похожее мнение высказывали и некоторые собеседники «Ъ» в Минэнерго. В то же время источник «Ъ» в другой крупной нефтекомпании полагает, что биржа «является максимально прозрачным индикатором спроса и предложения на рынке», а рост цен вызван сокращением предложения из-за аварий и ремонтов на НПЗ.
Источники «Ъ» на рынке напоминают, что в течение лета «Роснефть» сама активно скупала топливо на бирже, разогнав цены. Вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко заявил «Ъ», что динамика цен определяется общим балансом спроса и предложения в биржевом и внебиржевом рынке. «Мы знакомы с мнением большого числа участников рынка, которые считают, что повышение оптовых цен в последние месяцы связано с дисбалансом, а именно с дефицитом предложения,— отметил он.— В контексте биржевых торгов мы тоже наблюдаем эту ситуацию: в последние месяцы спрос устойчиво превышает предложение».
Сам по себе рост оптовых цен не угрожает дефицитом, но к нему может привести увеличивающаяся разница в темпах роста между оптовыми и розничными ценами. Собеседники «Ъ» в правительстве признают: есть неформальное указание сдерживать стоимость бензина на заправках, чтобы рост цен не превышал инфляцию. В этой ситуации нефтяники переносят центр прибыли — зарабатывают на оптовых продажах, а в рознице могут торговать по себестоимости или даже в убыток. «Диспаритет оптовых и розничных цен для нефтяников некритичен, они просто переносят центр прибыли в оптовое звено, а для независимой розницы это почти разорение, тем более когда период времени диспаритета превышает, как в этом году, пять месяцев»,— замечает Евгений Аркуша. Собеседники «Ъ» из числа владельцев независимых АЗС в Сибири признавали, что они могли купить топливо на бирже с НПЗ в Центральной России. Но цена так высока, что проще остановить заправку, чем торговать в убыток.
Авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что российский рынок за июнь—октябрь недополучит около 450 тыс. тонн высокооктанового бензина — менее 3% производства за этот период. Но, как показала практика, выпадение этого сравнительно небольшого объема стало ключевым как для существенного роста цен в масштабе страны, так и для нехватки топлива на рынках Сибири. В 2015 году произойдут регуляторные изменения, которые могут оказать гораздо большее влияние.
Во-первых, запрещается оборот бензина Евро-3, который в этом году составляет 17% от плана производства, или 6,35 млн тонн. Больше половины из них (3,6 млн тонн) приходится на НПЗ «Роснефти», остальное примерно в равных долях делят «Сургутнефтегаз», «Газпром нефтехим Салават» и «Орскнефтеоргсинтез». В «Роснефти» заявили «Ъ», что компания «не видит рисков» и намерена в 2015 году на 30% увеличить выпуск бензинов Евро-4 и Евро-5. В этом году, по плану производства, «Роснефть» должна выпустить 6,2 млн тонн бензинов Евро-4 и Евро-5. Даже если она реализует намерение увеличить их выпуск на 30% в 2015 году, то общий выпуск товарных бензинов ею все равно сократится на 1,7 млн тонн — это в 2,5 раза больше, чем российский рынок недополучит до конца года из-за аварии на Ачинском НПЗ. Если «Роснефти» не будет хватать своего бензина, она вынуждена будет купить его у других нефтекомпаний, что может привести к взвинчиванию цен.
По словам источников «Ъ» в отрасли, четырехсторонние соглашения по модернизации НПЗ, заключенные с крупнейшими нефтяниками в середине 2011 года, с тех пор были дважды пересмотрены в сторону продления сроков модернизации. На 2015 год выпуск Евро-4 и Евро-5 по этим соглашениям должен составить 37 млн тонн — это на 0,8% меньше, чем план по выпуску товарных бензинов в 2014 году. Впрочем, по данным «Ъ», в Минэнерго ждут, что нефтяники перевыполнят эти обещания и произведут 38,3 млн тонн, что позволит обеспечить спрос с учетом роста потребления в 2015 году на 3%. Но ФАС оптимизм Минэнерго не разделяет.
Во-вторых, в 2015 году начнется налоговый маневр, последствия которого для рынка топлива его участники пока не берутся точно предсказать. «Никто не понимает, как это будет работать, но все готовятся к росту цен»,— говорят они. Замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил на прошлой неделе, что маневр приведет к росту розничной цены топлива на 1,8 руб. на литр из-за увеличения стоимости нефти на внутреннем рынке. По оценке Thomson Reuters Kortes, при цене нефти Urals $100 за баррель и курсе 37,5 руб./$ маневр должен привести к росту netback по бензину на 7% по сравнению с действующей системой, то есть привлекательность экспорта должна снизиться. Неясно, окажет ли это существенное влияние на рынок: сейчас нефтяникам и так гораздо выгоднее продавать бензин в стране, чем экспортировать.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________