Нефтяников обязали увеличить поставки бензина на внутренний рынок
На прошедшем в Минэнерго заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России нефтяным компаниям было поручено восполнить дефицит автобензинов на внутреннем рынке. Как сообщили «Известиям» три источника, участвовавших в мероприятии, в срок до 1 сентября нефтяные компании по поручению Минэнерго обязались увеличить запасы бензина с нынешних 1,25 млн т до 1,7 млн т.
Кроме того, крупные компании пообещали в августе поставить на внутренний рынок сверх плана около 200 тыс. т бензина, тем самым компенсировав невыполнение обязательств в июле. Это должно закрыть вопрос о дефиците автотоплива в рознице и убрать предпосылки для резкого роста цен в опте. При этом чиновники рекомендовали отправлять товарный бензин на экспорт лишь «по остаточному принципу», когда внутренний рынок окажется достаточно наполнен. Аналитики недоумевают, где нефтяники найдут сразу от 450 тыс. до 650 тыс. т свободного бензина, учитывая, что их НПЗ работают на пределе.
В протоколе прошедшего 1 августа совещания в Минэнерго сообщалось, что ФАС проинформировала о нарушении нефтяными компаниями обязательств по поставкам бензина на внутренний рынок, что привело к снижению объемов внебиржевых сделок и увеличению спроса на биржевых площадках и росту цен (в июле спрос на бензин А95 на бирже нефтепродуктов превышал предложение более чем вдвое). Как рассказал «Известиям» заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, нефтяные компании действительно не выполнили свои обязательства по поставкам бензина внутри страны в июле, но пообещали исправиться уже в текущем месяце.
В июле, по данным ЦДУ ТЭК, нефтяные компании поставили на внутренний рынок 2,15 млн т бензина. По словам Голомолзина, уже в августе текущего года нефтяники должны увеличить отгрузку бензина на внутренний рынок почти на 200 тыс. т. По его мнению, поставщики смогут сделать это за счет увеличения производства топлива на своих НПЗ, а также за счет переработки нефти на белорусских НПЗ и поставок этого бензина на российский рынок. Также резервы могут появиться в случае сокращения экспортных поставок бензина.
Анатолий Голомолзин подчеркнул, что нефтяные компании в срок до 12 августа обязались предоставить в антимонопольную службу информацию о причинах роста оптовых цен и динамике цен в рознице на бензин в июле-августе. ФАС ее изучит в течение 1–2 недель и примет решение о целесообразности возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства. В случае если будет доказана вина компаний в нарушении антимонопольного законодательства, им грозят оборотные штрафы. Однако чиновник подчеркивает, что на фоне снижения цен на бензин в феврале–июне текущего года, июльский взлет цен не фатален: цены на бензин выросли всего на 2,2% при инфляции с начала года в 4,5%. По его мнению, перспектива изменения цен на топливо в пределах инфляции до конца года — это нормальная рыночная тенденция.
Повесткой дня, согласно правительственной телеграмме в преддверии заседания штаба, предусматривалось, что нефтяные компании отчитаются о причинах роста оптовых цен, снижения отгрузок топлива на внутренний рынок, а также уменьшения товарных остатков моторных топлив на НПЗ, увеличения экспорта и выдвинут свои предложения по источникам, объемам и срокам восполнения этих запасов до уровня 1,7 млн т по автобензинам и 0,7 млн т по дизельному топливу. Также предполагалось, что биржи по продаже нефтепродуктов СПБМТСБ и ММТБ сообщат о ходе биржевых торгов и укажут на компании, максимально увеличившие цену в опте в июле текущего года. РЖД было поручено отчитаться о взаимодействии с нефтяными компаниями и ситуации с перевозкой нефтепродуктов. Вел вчерашнее совещание Кирилл Молодцов, заместитель главы Минэнерго, присутствовали также представители ФАС и других профильных ведомств, крупнейших нефтяных компаний, эксперты.
Но, по информации одного из источников «Известий», присутствовавшего на заседании штаба, биржа так и не назвала виновных в росте цен на бензин. Ее представителям поручено разобраться с этим к будущей неделе. Наоборот, представитель СПБМТСБ отчитался о стабилизации ситуации по биржевым торгам на бензины АИ92 и АИ95, сообщив, что баланс спроса и предложения начинает выравниваться, хотя спрос на нефтепродукты все еще остается весьма высоким. По данным СПБМТСБ, за период с 1 по 7 августа объемы реализации нефтепродуктов выросли на 11%, с 222,1 тыс. до 246,1 тыс. т, из них 80,6 тыс. т автобензина. Биржевые индексы после долгого периода роста (с начала июля по начало августа он составил 20,6%) пошли на снижение. Цена бензина Премиум-95 составила 39,7 тыс. рублей за тонну — снижение на 0,6% (на НПЗ 38,8 тыс. за тонну), цена бензина Регуляр-92 составила 37,4 тыс. рублей на бирже, на НПЗ — 36,6 тыс. рублей (снижение на 1,2%). Таким образом, биржевые цены слегка упали, а цены на нефтеперерабатывающих заводах чуть подросли.
Представитель Минэнерго подтвердил «Известиям», что заседание штаба состоялось, но не стал комментировать его повестку дня и поручения по его итогам.
Нефтяные компании, как минимум, на словах готовы к тому, чтобы увеличивать свои товарные запасы. По информации официального представителя «Роснефти», весь объем товарных автобензинов и дизтоплива компания реализует исключительно на внутреннем рынке. Основу экспортных поставок составляют мазут и дизтопливо, не подлежащее реализации на территории РФ. За семь месяцев 2013 года «Роснефть» увеличила поставки бензина на 421 тыс. т, или на 8%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По информации компании, в настоящее время на ее нефтебазах и НПЗ сформирован резерв моторных топлив, достаточный для удовлетворения планового спроса. Представитель «ЛУКОЙЛа» сообщил, что компания обеспечит необходимые объемы реализации бензина на АЗС своей сети, то есть дефицита на российских заправках «ЛУКОЙЛа» не будет.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов недоумевает, где нефтяные компании меньше чем за месяц найдут 450–650 тыс. т дополнительного автобензина для поставок на внутренний рынок с учетом того, что у них есть обязывающие экспортные контракты, а их НПЗ работают на пределе своих возможностей. Кроме того, в середине сентября ожидается остановка на ремонт Мозырского НПЗ в Белоруссии, поэтому на соседей тоже не стоит особо рассчитывать, ведь в преддверии ремонта белорусским компаниям самим необходимо восполнять запасы топлива. По мнению аналитика, самый простой путь получить эти объемы бензина — взять их с оптового рынка. А это, в свою очередь, поддержит рост цен на нем или, как минимум, не будет способствовать их снижению, так что спрос на нефтепродукты до октября будет оставаться высоким.
Между тем за прошедшую неделю розничные цены на бензин на заправках по всей России выросли в среднем на 30–50 копеек за литр. Росстат оценил рост цен на автобензин в рознице с 30 июля по 5 августа в 1,4%. Региональные УФАС уже получают жалобы от автолюбителей на эту ситуацию. В частности, антимонопольщики Коми, Пермского края, Кировской и Астраханской областей сейчас готовятся проверить обоснованность роста цен на бензин. Однако представитель УФАС по Республике Коми Евгений Изотов сообщил «Известиям», что жалоба пока была единичная, а для возбуждения дела чиновникам необходимо иметь несколько жалоб или же зафиксировать рост цен на бензин примерно на 5% за квартал, поэтому УФАС Коми будет изучать целесообразность возбуждения дела по этому вопросу.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________