Нефтяники добились отмены ограничений на использование цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов
Под угрозой топливного кризиса нефтяники добились отмены ограничений на использование цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов. Решение снять ограничения было принято на совещании межведомственной рабочей группы в Минэнерго 18 мая, рассказали два участника заседания (представитель Минэнерго от комментариев отказался). Причина — угроза топливного кризиса в стране. О ней на минувшей неделе предупреждали власти нефтяники: под запрет Ространснадзора подпало более 30% парка, что чревато недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ и срывом производственной программы. Эффект от новых правил перевозки многие нефтяные компании ощутили всего за неделю. Так, «Альянс» заявил, что был вынужден вдвое сократить объем переработки на Хабаровском НПЗ, а ТНК-ВР — снизить добычу нефти. Сотрудники «Роснефти» и «Башнефти» рассказывали «Ведомостям», что проблемы с поставками сырья испытывают Комсомольский и уфимские НПЗ.
Крупнейшие нефтяные холдинги попросили министра транспорта Игоря Левитина отложить введение ограничений до 1 августа. Это уже не первая отсрочка: изначально запрет планировалось ввести еще в апреле, но тогда чиновники пошли навстречу участникам рынка и перенесли введение новых правил на май. Новую отсрочку ни Минтранс, ни РЖД не поддерживали. «Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться», — говорил представитель министерства.
Чтобы привести просьбу нефтяников в соответствие с требованиями РЖД, чиновники обязали вагоностроительные компании внести изменения в техническую документацию цистерн, рассказывают участники совещания в Минэнерго. Если раньше в документах прописывались ограничения по типу груза, то теперь отталкиваться будут от плотности, поясняет один из них.
Цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. «Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом», — поясняет сотрудник крупного оператора.
Загружать цистерну не полностью не всегда возможно, добавляет сотрудник крупного вагоностроительного завода: в соответствии с техническими требованиями эксплуатации «бочки» должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и «не ломало» при перегрузе, поясняет он.