Нефтяная промышленность США увеличивает экспорт
В 2015 году PBF Energy Inc. приобрела у компании Exxon Mobil Corp. нефтеперерабатывающий завод, располагающийся на реке Миссисипи. За короткое время завод был приведен в рабочее состояние и возобновил прибыльный экспорт топлива.По истечении трех месяцев PBF была готова загрузить свой первый танкер для отправки за границу. К концу прошлого года компания, базирующаяся в Нью-Джерси, экспортировала 22 000 баррелей топлива в день, или 16% производимой продукции этого нефтеперерабатывающего завода. Текущая цель — увеличить экспорт до 25%.
PBF действует не одна в этом направлении. Перерабатывающая промышленность США также переносит свое поле деятельности в Латинскую Америку, Африку и Азию, начиная с крупнейших производителей, таких как Chevron Corp. до специализированных нефтепереработчиков, таких как Valero Energy Corp.. Данный процесс ведется в течение последних пяти лет и активно использует пробелы (дефицит поставок), возникающие время от времени из-за финансовых, технических или логистических проблем.
По данным Управления энергетической информации, в прошлом году компании США экспортировали рекордные 3 млн. баррелей нефтепродуктов в день, что в два раза выше показателей десятилетней давности. Экспорт бензина достиг самого высокого уровня, почти 1 млн. баррелей в день в декабре.
Рис. 1. Резкое повышение экспорта до рекордных показателей — зарубежные поставки нефтепродуктов из США.
Помимо экспортного бума, нефтеперерабатывающие заводы США пользуются свежими запасами дешевой и высококачественной сырой нефти из бассейнов Permian, Bakken и других сланцевых бассейнов. Эта побуждает нефтяные компании инвестировать в новые мощности, особенно вдоль побережья Мексиканского залива.
Увеличение экспорта, наряду с ростом добычи сланцевой нефти, изменило глобальную энергетическую карту. В прошлом году чистый импорт сырой и очищенной продукции составил 4,8 млн. баррелей в день, что является самым низким показателем с 1985 года. В конце 2016 года большая часть сырой нефть и продуктов переработки экспортировалась в Латинскую Америку.
Exxon на прошлой неделе обновила информацию о своей стратегии и представила диаграмму своего интегрированного бизнеса. На карте Техаса были отображены фотографии нефтяных насосных станций, трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и, в конечном счете, танкеров, со стрелками, указывающими на Европу, Южную Америку и Азию. Этим было показано как важен экспортный рынок.
В прошлом году Мексика опиралась на бензин США, который перекрывал 50% ее общего потребления. В декабре латиноамериканская страна импортировала рекордно высокий уровень топлива, равный 1,2 миллиона баррелей в день.
Хотя Мексика является примером сильного зарубежного спроса на американское топливо, она также представляет опасность, с которой американские переработчики столкнуться в долгосрочной перспективе. Мексиканский спрос на топливо не растет, а это означает, что нефтепереработчики США просто заполняют брешь, оставленную неэффективностью внутреннего производства.
Если собственные нефтеперерабатывающие заводы Мексики восстановят свои производственные мощности, то американский бизнес в этой стране может закончиться так же быстро, как и начался.
Рисунок 2: Торговые партнеры — Мексика является крупнейшим покупателем бензина в США
То же самое справедливо для стран Бразилии и Нигерии, где нефтепереработчики США используют недостаток местной производственной мощности для удовлетворения потребностей в топливе на внутреннем рынке. Ixchel Castro, латиноамериканский эксперт по нефтяному рынку в консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd., сказал, что экспорт бензина в Мексику из США может сократиться на 15 процентов в 2017 году, если Pemex восстановит свои нефтеперерабатывающие заводы.
Тем не менее, американские нефтеперерабатывающие компании могут рассчитывать в настоящее время на то, что они удержат большую часть рынка. Побережье Мексиканского Залива США, из-за его близости, всегда будет самым дешевым регионом с источниками топлива для Мексики, Венесуэлы, Бразилии, стран Карибского бассейна, а также Западной Африки.
Ближневосточные и азиатские нефтеперерабатывающие предприятия также ищут пункты экспорта, чтобы продать часть своего излишка. Азиатские нефтеперерабатывающие предприятия могут начать поставлять топливо в страны Тихоокеанского побережья Латинской Америки, например, Чили, напрямую конкурируя с нефтепереработчиками США, а также и в Китай, для которого 2016 год был рекордным по экспорту дизельного топлива и бензина.