04 August 2019, 06:41
Нефтяная промышленность поредела
У нефтяных компаний появилась проблема под именем Роберт Пейвер. Этот 22-летний выпускник со своими товарищами-студентами с факультета полезных ископаемых Оксфордского университета по устоявшейся практике должен был бы стать работником нефтяной промышленности, которая в Великобритании обладает давней и богатой историей.
Однако вместо того, чтобы поступить на работу в компанию, занимающуюся, например, бурением скважин на шельфе, Роберт планирует стать консультантом по управлению.
Из 28 товарищей Пейвера только один намерен пойти в нефтегазовую промышленность.
“Двадцать или тридцать лет назад нефтянка определенно была популярна среди студентов. Но теперь этой сферой интересуется куда меньше выпускников,” — говорит Пейвер, — “Многие выпускники в прошлом хотели попасть в BP или Shell, но теперь картина изменилась”.
Рис. 1 Число выпускников, идущих работать в нефтяную промышленность, с 2013 года сокращается (кол-во специалистов, принятых на работу в течение шести месяцев после окончания ВУЗа)
Десятилетиями молодые люди, окончившие ведущие британские ВУЗы, шли по проторенной дорожке от университета к какой-либо крупной нефтегазовой компании. Таким образом, нефтяная промышленность всегда была обеспечена обученными сотрудниками, необходимыми для успешного обнаружения и извлечения полезных ископаемых по всему миру.
Однако за последние годы поток талантов превратился в маленький ручеек. Недостаток квалифицированных кадров теперь серьезная проблема для стратегически важной отрасли экономики.
Данная тенденция началась в 2014 году, когда на рынке нефти произошел кризис. Из-за снижения прибыли нефтяным компаниям пришлось сократить штат сотрудников. Кроме того, компании стали нанимать вдвое меньше выпускников ВУЗов.
Позднее цены восстановились, и нефтяная промышленность поднялась с колен. Но число британских выпускников, желающих работать в нефтегазовой отрасли, сократилось до рекордно низких с 2012 года показателей (это год начала ведения статистики).
Рис. 2 Нефтяные компании сократили затраты на геологоразведку из-за кризиса 2014 года (уровень затрат на геологоразведку, $ млрд.)
Появляется всё больше признаков того, что некогда желанная сфера работы утратила свою привлекательность для новых кадров.
“Люди боятся, что в будущем будет меньше рабочих мест. Особенно это касается вакансий, связанных с геологическими исследованиями. Сейчас полезные ископаемые начинают утрачивать популярность”, — говорит Пейвер, — “Нефтяные компании делают всё меньше открытий и не желают инвестировать в геологоразведку так много, как раньше. Они опасаются, что в долгосрочной перспективе это нецелесообразно”.
По всему миру в нефтяной промышленности наблюдаются кадровые проблемы.
Компаниями oilandgasjobsearch.com и NES Global Talent был проведен опрос среди 33,000 работников нефтегазовой отрасли. 90% опрошенных считают, что недостаток квалифицированных кадров оказывает негативное воздействие на производительность компаний.
Нефтяным корпорациям приходится устанавливать высокую зарплату на начальных позициях. Кроме того, они начинают работать со студентами ещё задолго до выпуска из университетов.
Так, например, BP предлагает оксфордским студентам с факультетов естественных наук, промышленных технологий, а также инженерных и математических факультетов стипендию в размере $3,600 в год с последующим льготным допуском к собеседованиям на зантие вакантных должностей.
Но зачастую и этих инициатив недостаточно для того, чтобы привлечь талантливых молодых людей.
По словам сотрудницы Rockhopper Exploration Plc, Люси Уильямс, у нефтяных компаний сейчас негативный имидж вследствие вреда окружающей среде, который они причиняют своей работой.
“В университетах даже из программ по нефти просят убрать слово “нефть”. Для многих людей нефть — это просто дьявольщина”, — говорит Вильямс.
По данным Агентства Статистики в Сфере Высшего Образования, в 2017 году число выпускников, заинтересованных в нефтегазовой промышленности, оказалось минимальным с начала ведения статистики в 2012 году. За четыре года данный показатель упал на 61%.
По заявлению исследовательской фирмы Trendence U.K., 91% из опрошенных студентов заинтересованы в том, чтобы работать в компаниях, деятельность которых можно признать этической. Кроме того, 67% студентов заинтересованы в работе, которая связана с разоблачением компаний, способствующих глобальному потеплению.
“Обеспокоенность по поводу состояния окружающей среды является важным фактором, отворачивающим людей от нефтегазовой промышленности”, — говорит Мадс Гуусе, профессор геофизики в университете Манчестера, — “Многие студенты с геологических факультетов в Великобритании вообще не работают в нефтегазовой промышленности. Они работают в страховых компаниях и банках”.
Некоторые нефтяные компании пытаются справиться с проблемой нехватки кадров с помощью “омоложения” своего имиджа. Так, например, в рекламных материалах BP изображен Коннор Танн, молодой нефтехимик, или, как его называют в BP, “революционер данных”.
Рис. 3 Исполнительный директор отдела бурения и геологоразведки BP Plc Бернард Луни (слева) и молодой нефтехимик Коннор Танн
Ему 26 лет, в то время как по данным торговой ассоциации Oil and Gas U.K. средний возраст сотрудников нефтегазовой промышленности составляет 42.2 года.
В соответствии с программой наставничества BP, Коннор Танн может общаться с ведущими менеджерами компании, в том числе, с директором отдела по бурению и геологоразведке Бернардом Луни, который хочет знать, как привлечь в BP молодых выпускников. Те всё чаще предпочитают многообещающие стартапы или технологические компании, например, Facebook Inc.
Учитывая щедрую зарплату и иные льготы, которые предлагает нефтяной гигант, BP не стоит беспокоиться о том, что Танн уйдет куда-то ещё в скором времени.
Впрочем, Луни боится, что если BP не сможет наполнить своих важнейших сотрудников энтузиазмом, то BP потеряет таких людей, как Танн.
“Мы слышим от молодых специалистов, что они хотят делать вклад в очищение мировой энергетики. Им интересно изменять текущее положение дел и вырабатывать решения для ключевых проблем”, — говорит представительница BP.
Проблема нехватки квалифицированных кадров в нефтяных компаниях может усугубиться по мере восстановления нефтяной промышленности после ценового кризиса.
Компании снова начнут активно нанимать молодых специалистов, но выпускники не смогут заполнить пробел в кадровом составе, образовавшийся за годы сокращений штатов и экономии средств.
“После очередного кризиса многие ветераны отрасли подумали так: “К черту всё, я лучше пойду играть в гольф и жить на пенсию”, — говорит Джон Хоуэлл, профессор геологии в Университете Абердина, — “Нефтяные компании, конечно, постараются снова привлечь молодых специалистов, но я не уверен, что они смогут заполнить образовавшийся пробел”.
Объемы поставок американского СПГ в Европу возросли