22 March 2018, 05:32
Нефтепереработчики готовятся печатать деньги
Готовьте машины для печати денег — ведущие нефтепереработчики мира собираются насладиться золотым веком, начало которому даст небольшое изменение требований к составу топлива, потребляемого морскими судами.
С 2020 года морские суда обязаны закупать топливо с низким содержанием серы, либо начать использовать специальное оборудование, сокращающее объемы выбросов данного вредного вещества.
Ясно одно: к моменту вступления новых правил в силу, таким оборудованием будет обладать подавляющее меньшинство перевозчиков, особенно с учетом того, что многие собственники судов считают, что это нефтепереработчики обязаны нести затраты по продаже “правильного” топлива.
Введение новых правил — потрясающие новости для комплексных нефтеперерабатывающих заводов, включая НПЗ, расположенные в U.S. Gulf Coast, в Европе и в Азии. В отличие от простых НПЗ, они уже способны производить морской газойль — дистиллят, похожий на дизель, который будет необходим морским судам. Им не придется использовать топливо, не соответствующее новым требованиям — указывает Алан Гелдер, вице-президент подразделения нефтепереработки, химикатов и нефтяных рынков в лондонской фирме Wood Mackenzie Ltd.
“Большие НПЗ начнут просто печатать деньги. Если индустрии морских перевозок нужно более чистое топливо, то для нефтепереработчиков это отличные новости”, — говорит эксперт.
Рис. 1 Премия газойля к Brent растет
Новые стандарты по использованию серы были приняты Международной Морской Организацией в 2016 году. Их целью является снижение выбросов данного загрязняющего вещества. Считается, что выбросы серы способствуют ухудшению состояния здоровья людей, вызывают астму, а также способствуют возникновению кислотных дождей. Некоторые представители индустрии морских перевозок считают, что новые правила перевернут всю мировую торговлю, если стоимость их исполнения будет слишком высока.
Нынешний мировой стандарт составляет 3.5 процента серы в топливе — как правило, это остатки в процессе производства нефтеперерабатывающими заводами более дорогих продуктов, таких как бензин, дизель и реактивное топливо. Согласно новым правилам, объем серы в топливе не должен превышать 0.5 процента. Соответственно, в целях удовлетворения спроса со стороны судоходной отрасли, нефтепереработчики будут вынуждены производить более чистое топливо.
Заводы, обладающие большей гибкостью в отношении того, какие виды сырой нефти они могут перерабатывать (например, завод Джамнагар компании Reliance Industries Ltd. в Индии, а также заводы, расположенные в регионе U.S. Gulf Coast), выиграют больше всех от изменения правил — говорит Евгений Линделл, старший аналитик в JBC Energy GmbH. “Расходы на сырую нефть сократятся, что обеспечит исключительно высокую рентабельность”, — сказал эксперт.
Более 80 процентов нефтеперерабатывающих заводов в Мексиканском заливе США используют коксохимические установки, которые позволяют производить транспортное топливо из остаточного мазута — указывает Morningstar Inc.
По мере отказа перевозчиков от топлива с высоким содержанием серы, всё большей популярностью будут пользоваться дистилляты, такие как морской газойль. Это особенно выгодно для тех нефтепереработчиков, которые уже производят больше дистиллятов, чем грязного топлива.
В начале месяца аналитики JPMorgan Chase & Co. сделали заявление о том, что среди европейских производителей наибольшую выгоду от нововведения получит BP Plc.
Из всего объема производимого компанией топлива 47 процентов составляют дистилляты, в то время как топливо с высоким содержанием серы — лишь 3 процента.
По данным JPMorgan, в странах Евросоюза изменение правил в 2020 году повлечет увеличение маржи нефтепереработчиков, в среднем, на 60 центов до $8.10 за баррель.
Другие компании тоже получат выгоду, указывает JPMorgan. Среди названных экспертами — финская Neste Oyj и испанская Repsol SA.
“Мы в полной мере используем преимущества увеличения маржи, так как наша система уже к этому готова”, — сказал исполнительный директор Repsol Хосу Мигель. Он также добавил, что его компанию ожидают “два, три, четыре очень хороших года”.
У Repsol SA имеются нефтеперерабатывающие заводы по всей Испании и в Аргентине.
Новые требования к составу топлива уже начали отражаться на стоимости фьючерсов. С начала года в Европе премия топлива с низким содержанием серы к более грязным видам топлива на январь 2020 года возросла на 66 процентов — указывают специалисты Bloomberg. В Сингапуре, являющимся одним из крупнейших хабов для дозаправки судов, премия газойля к нефти на январь 2020 года возросла на 23 процента.
Для менее крупных нефтеперерабатывающих заводов жизнь после 2020 года имеет не столь ясные очертания. По мнению исполнительного директора PBF Energy Inc. Томаса Нимбли, некоторые заводы вынуждены будут прекратить свою работу, если они не смогут догнать более комплексные НПЗ. Под особый риск попадают нефтеперерабатывающие заводы, которые используют нефть из Саудовской Аравии со средним содержанием серы, особенно если они не обладают очистительной инфраструктурой.
В 2020 году спрос на морской газойль возрастет до 1.74 млн. баррелей в день — указывает Международное энергетическое агентство. По сравнению с текущим годом, это рост на 1 млн. баррелей в день. Рост спроса произойдет одновременно со скачком цен на дизель, указывает МЭА.
Это должно сыграть на руку менее крупным нефтеперерабатывающим заводам, указывает Стив Сойер, глава подразделения нефтепереработки в компании Facts Global Energy.