25 January 2011, 17:47
Нефть продолжает падать в цене
Цены на нефть в Европе испытали сильнейшее падение за последние полгода. Стоимость нефти Brent опустилась ниже $95 за баррель, потеряв более 3% за день. Инвесторы опасаются роста нефтедобычи со стороны ОПЕК для удовлетворения все возрастающего спроса развивающихся стран. Однако в отдаленной перспективе участники рынка ожидают восстановления цен и преодоления отметки в $100 за баррель.
По состоянию на 17:40 цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляли:
— Light Sweet (WTI) — $86,77 (-$1,10);
— Brent — $95,07 (-$1,54).
— Light Sweet (WTI) — $86,77 (-$1,10);
— Brent — $95,07 (-$1,54).
Поводом для игры на понижение на рынке нефти послужили сообщения о том, что страны ОПЕК могут увеличить в текущем году добычу нефти в связи с ростом спроса в мире. Об этом накануне заявил министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ибн Ибрагим ан-Нуэйми. «Мы видим увеличение спроса, которое в основном обеспечивается тремя регионами — Азией, в частности Китаем и Индией, Ближним Востоком и Латинской Америкой»,— подчеркнул министр. По его оценке, в текущем году мировой спрос на нефть может увеличиться на 1,8 млн баррелей в сутки, или на 2%, по сравнению с 2010 годом.
Таким образом, после достаточно нейтральных с точки зрения уровня добычи заявлений в начале прошлой недели, ОПЕК, или, точнее, ключевой участник картеля в лице Саудовской Аравии, начинает готовить почву для увеличения добычи, несмотря на недавние заявления об отсутствии такой необходимости. По мнению аналитика, рано или поздно это должно было произойти. «Что касается последствий для цены нефти, то увеличение добычи и расширение производственных мощностей, прежде всего в Ираке, скорее всего, ограничит потенциал ее роста. Саудовская Аравия предпочитает стабильный уровень цен неустойчивым скачкам, которые также душат спрос и раскручивают спираль долларовой инфляции. Последняя, крайне нежелательна для многих нефтедобывающих стран и особенно для Саудовской Аравии, учитывая их зависимость от доллара и сложности с исполнением бюджетов», — отметил аналитик «ВТБ Капитал» Aндрей Крюченков.
Дисконт WTI по отношению к Brent приблизился к $10, чего не наблюдалось с начала февраля 2009г, когда разница в ценах двух сортов превысила $10, отмечает Aндрей Крюченков. Слишком высокие запасы нефти в США продолжают оказывать давление на WTI, в то время как Brent демонстрирует большую устойчивость на фоне оптимизма инвесторов в отношении восстановления мирового потребления нефти в этом году. В начале 2011г на физическом рынке североморской нефти наблюдался определенный дефицит предложения, однако с тех пор ситуация, по словам аналитика, определенно улучшилась. В отсутствие сколько-нибудь значимых новостей на рынке не наблюдалось определенного тренда, и котировки Brent следовали в русле более широкого рынка.
Дополнительным фактором игры на понижение стали ожидания роста запасов нефти в США. Аналитики ожидают, что запасы нефти и бензина за неделю, завершившуюся 21 января, выросли соответственно на 900 тыс баррелей и 2,2 млн баррелей. «У нас была премия, обусловленная плохой погодой и протечкой трубопровода на Аляске,— заявил Джонатан Барратт из Commodity Broking Services.— Рынок думал, что это спрос, но это было не так». По его оценке, стоимость нефти WTI (сейчас котировки находятся на уровне $87 за баррель) может достигнуть $80 за баррель в первом квартале, поскольку инвесторы сосредоточились на мерах, принимаемых Китаем для замедления инфляции, и ждут, когда развитые экономики продемонстрируют стабильные темпы восстановления.
Вместе с тем участники рынка ожидают, что до конца года цены не только вернутся к отметке в $100 за баррель. «Стоимость нефти будет двигаться по направлению к отметке в $100 за баррель и, вероятно, на некоторое время преодолеет ее, однако возвращения к отметке $147 за баррель не ожидается»,— заявил старший управляющий инвестициями Merrill Lynch Wealth Management в Европе Бил О`Нейл.
Цены внутреннего рынка на ДТл начинают перестройку под февральские ориентиры. В феврале цены на дизельное топливо прекратят взрывной характер роста и, практически, останутся на достигнутых высотах. Цены на высокооктановые бензины ещё сохраняют потенциал роста.
На московском рынке нефтепродуктов дизельное топливо летнее Л-0,2-62 сегодня предлагается трейдерами на Володарской ЛПДС из ресурсов замещения по 23500 р/тн (на карту). Сегодня, с 25 января, скорректирован прайс на оптовые цены нефтепродуктов Московского НПЗ: бензин Аи92 — 26600 р/тн(+100); ДТ Л-0,2-62 — 22800 р/тн(+200). Повышение последнее в этом месяце.
За период с 1 ноября 2010 г по 24 января 2011 г цены на московском рынке нефтепродуктов изменились следующим образом: Аи-95 – с 27500 до 28500 (+1000) р/тн (при росте акциза с января 1982 р/тн); Аи-92 – с 25100 до 26600 (+1500) р/тн (при росте акциза с января 1982 р/тн); Аи-80 – с 21400 до 25000 (+3600) р/тн (при росте акциза с января 3625 р/тн); ДТ Л-0,2-62 – с 18600 до 22800 (+4200) р/тн(при росте акциза с января 1847 р/тн); ДТ зим, сорт Е(-15) – с 21100 по 25800 (+4700) р/тн(при росте акциза с января 1250 р/тн); ДТ зим, класс 1(-25) – с 23700 по 29000 (+5300) р/тн(при росте акциза с января 1250 р/тн).
Как следует из этих данных, наибольший рост цен состоялся на дизельных топливах, что объясняется традиционно повышенным зимним спросом и дефицитом продукта в течение холодного времени года. Более того, мы видим также, что нынешние цены на дизельное топливо прибавив за сезон 4200 р/тн уже включают в себя новые ставки акцизов (рост акциза составил 1847 р/тн), исчерпали потенциал роста из-за акцизной составляющей в цене и в этой связи дальнейший рост цены не будет столь взрывным, а следовать в русле мировых цен на нефть. В отличие от дизельного топлива, рост цен на высокооктановые бензины Аи-95, Аи-92 (1000-1500 р/тн) ещё не соответствует росту акциза (1982 р/тн) и в этой связи следует ожидать в феврале, марте, апреле продолжения роста оптовых цен на бензины.
Торги внутренней нефтью для переработки в феврале только начались. Первые закупки удмуртской нефти для переработки на Московском НПЗ прошли по цене 10950 р/тн с учетом доставки на завод, что, примерно, на 300 р/тн дороже январских закупок. Столь незначительное удорожание не должно сильно повлиять на себестоимость товарной продукции Московского НПЗ. Особенностью прогноза цен на нефтепродукты в феврале заключается в том, что, начиная с 1 февраля, правительством вводится понижающая ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты — 0,67 от цены нефти (против 0,72 в январе 2011 г) и повышенная ставка экспортной пошлины на мазут 0,44 (против 0,38). В итоге, экспортная пошлина на дизельное топливо и бензины увеличится на $6 за тонну (с $226,2 до $232,2). При пошлине $232,2 за тонну и средней цене на Gasoil $800 за тонну, экспортная альтернативная цена ДТл Московского НПЗ составит 21000 р/тн, что даёт нам ориентир цены на ДТ (Л-0,2-62) внутреннего рынка в феврале на уровне 22500-23000 р/тн. Естественно, что дизельное топливо стандарта ЕВРО-4, выпускаемого Московским НПЗ с января 2011 г и более затратное при производстве, сохранит свои ценовые позиции в феврале. В марте, когда цены на зимние сорта традиционно начинают снижаться, а на летние сорта повышаться, цены будут на уровне, примерно, 24000-25000 р/тн.
Бензины в феврале продолжат плавный рост, главным образом для компенсации акцизной составляющей в оптовой цене. У бензина Аи-95 сохраняется потенциал акцизного роста , примерно на 1000 р/тн, у бензина Аи-92 –минимум 500 р/тн.
С учётом изложенного, ценовые ориентиры оптовых цен на нефтепродукты производства Московского НПЗ в феврале могут принять следующие значения: Аи-95 – 29000-29500 р/тн; Аи-92 – 27000-27300 р/тн; Аи-80 – 25000-25300 р/тн; ДТ Л-0,2-62 – 23000-23300 р/тн; ДТ зим, сорт Е(-15) – 25800-25000 р/тн; ДТ зим, класс 1(-25) – 29000-27500 р/тн.
Следует отметить, что прогноз составлен исходя из относительной стабильности цен на нефть в нынешних пределах $96-$98 за баррель марки Brent. Если же нефть устремится за $100 за баррель или вернётся к $80-$85 за баррель, то прогноз, будет оптимистичным в первом случае и пессимистичным во втором.
В 2011 г согласно Техрегламенту прекращается оборот низкооктанового бензина марки Аи-80. Многие НПЗ уже прекратили выпуск этого вида топлива (НПЗ Лукойла, Рязанский НПЗ, Саратовский НПЗ). Возможно, что и Московский НПЗ в первом квартале с.г. прекратит выпуск Аи-80.
В январе розничные цены продолжили рост и по состоянию на 24 января (данные МТА) средние розничные цены на АЗС в московском регионе составляют: Аи-95 — 27,04 р/л; Аи-92 — 25,20 р/л; Аи-80 — 22,54 р/л; ДТ — 26,65 р/л. Цены по всей линейке моторных топлив установили рекорды, включая и период 2008 г, когда цены на нефть достигали исторического максимума – $148 за баррель.
Как же будут развиваться розничные цены в феврале 2011 года? Исходя из прогнозируемых оптовых цен и среднестатистической нормы рентабельности продаж топлива на АЗС в районе 15% по бензинам и 25-30% по дизельному топливу, можно ожидать к концу февраля следующие цены: Аи-95 — 27,50-27,70 р/л; Аи-92 — 25,80-25,90 р/л; Аи-80 — 22,50-22,60 р/л; ДТ — 27,30-27,50 р/л.
На торговой площадке eOil.ru выставлено 29 лотов. Наибольшей популярностью пользуются дизельные топлива, как летние, так и зимние. Значительные спрос на зимние виды топлива связан с не отступающими холодами, задерживающимися на территории страны.
Что-то странное происходит в мире с ценами на энергоресурсы.
Сорт Brent оторвался от WTI на 9 долларов за баррель в плюс.
Премия переработчиков в США выросла до 52-х центов за галлон при средней цене в 20-24 цента.
Индекс доллара падает и уже пробил отметку 780 пунктов (за неделю — 23 с отметки 803). Обычно при таких падениях нефть идет вверх, но только не за последнюю неделю. Кто-то может объяснить, что происходит в мировой экономике???