10 August 2018, 12:07
Нефть и газ в июле 2018 года
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли от компании «Альпари»
Рынок нефти: как Госдеп и иранский министр нефтяной рынок валили, а Саудовская Аравия рынок от обвала спасла
После двух месяцев роста цены на нефть скорректировались вниз. Brent упала на 3,9%, до $74,16 за баррель. Американская нефть WTI упала на 6%, до $68,14 за баррель. Но обвала рынка не произошло. Видимо, основным фактором снижения цены стал рост добычи на фоне июньского решения участников ОПЕК+ увеличить добычу черного золота.
На итогах добычи нефти за июнь, опубликованных в середине июля, решение об увеличении добычи не сказалось, участники соглашения в июне выполнили обязательства по сокращению добычи сырья только на 121% (в мае соглашение было выполнено на 152%). По итогам июля, безусловно, будут заметны перемены. На смену сокращению придет увеличение. Итоги июля пока не опубликованы, однако, согласно предварительным данным, которые со ссылкой на ОПЕК в конце июля распространило агентство Reuters, добыча нефти в странах ОПЕК выросла до годового максимума в 32,64 млн баррелей. Темпы роста добычи нефти в ОПЕК в июле составили 70 тыс. баррелей в сутки (б/с). Но совсем недавно Reuters распространило новость, что, по предварительным данным, Саудовская Аравия в противовес решениям ОПЕК+ не увеличила, а снизила добычу в июле на 200 тыс. б/с. В самой Саудовской Аравии пока эту информацию не подтвердили.
На рынок, как всегда, влияли противоречия «быков» и «медведей» фьючерсного рынка; в прошедший месяц у «медведей» сил оказалось больше. Но это не исключает среднесрочной и долгосрочной направленности тренда цен вверх. Так, инвестиционный банк Morgan Stanley выпустил обзор, в котором говорилось, что сокращение добычи в Иране, Анголе и Ливии может вызвать снижение предложения и рост цен на рынке во II полугодии 2018 года. Аналитики Morgan Stanley также повысили прогноз средней цены на нефть Brent на II полугодие 2018 года до $85 за баррель. Цена Brent не поднималась до такой отметки с октября 2014 года.
Международное энергетическое агентство в одном из комментариев предупредило, что рост производства нефти, ожидаемый в странах ОПЕК и в России после июньских договоренностей в рамках ОПЕК+ об увеличении добычи, будет происходить преимущественно за счет добычи из резервных мощностей.
Перебои в поставках из Ливии и Венесуэлы, которые, как считают в МЭА, в 2018 году оказали влияние на цены, говорят, что возможности ОПЕК увеличивать добычу, не уменьшив резервные мощности, невелики. То же самое относится и к России, где значительная часть месторождений Западной Сибири существенно истощена, и к Саудовской Аравии, которая делала все от нее зависящее в период перебоев в поставках нефти некоторыми странами ОПЕК, чтобы не дать возникнуть дефициту нефти в мире, а также к не участвующей в ОПЕК+ Канаде.
Как считают в МЭА, «подушка» резервных мощностей невелика и в ближайшее время сохранение высоких цен очень вероятно. Но в будущем высокие цены при одновременном дефиците нефти могут заставить потребителей нефти, таких как Китай и Индия, задуматься об альтернативных источниках поставок, а также об альтернативных источниках энергии.
Долгосрочных прогнозов на нефть очень много. Несмотря на то, что многие из них аргументированы, проверить их 20-30 лет будет достаточно непросто. Но когда речь идет о более коротких временных интервалах, многие эксперты друг другу не противоречат.
Представитель Саудовской Аравии в техническом комитете по мониторингу выполнения соглашения ОПЕК+ сообщил, что во II полугодии может наблюдаться существенное снижение коммерческих запасов благодаря сезонным факторам и стабильному спросу на нефть. В первую очередь он подразумевал запасы нефти в США, имеющие тенденцию к падению во II полугодии, особенно в августе и начале сентября, когда в США и Центральной Америке начинается сезон ураганов. Соответственно, Саудовская Аравия может в августе сократить экспорт нефти (здесь ОПЕК и МЭА друг другу не противоречат). Можно ожидать, что в августе рост цен может возобновиться, а цена барреля черного золота может приблизиться к $80, если, конечно, погода в Западном полушарии будет хорошей не весь август и США обойдут не все катаклизмы.
У «медведей» были свои сильные козыри.
Фактором, влияющим на рынок, остается добыча сланцевой нефти в США. Но США пока, несмотря на все амбиции стать крупнейшим игроком на рынке, не могут повернуть динамику цен в нужном им направлении. Для этого они пытаются повлиять на ОПЕК (против которого некоторые конгрессмены пытаются ввести санкции).
11 июля дипломаты из США посетили Джидду, экономическую и деловую столицу Саудовской Аравии, где провели переговоры с саудовским министром нефти Халидом аль-Фалихом. Хотя встреча была закрытой, по ее итогам представитель Госдепа Хизер Науэрт написала в Twitter, что обсуждалась координация санкционных действий США с другими странами и сохранение уровня поставок на рынок, чтобы избежать «волатильности».
Но Иран не собирается сдаваться и в ответ на санкции пообещал увеличить экспорт до максимума. Вероятнее всего, на этих новостях цена на Brent в этот день рухнула на 6% с годовых максимумов (днем ранее цена Brent находилась вблизи уровня $79 за баррель).
Другим фактором стали существующие в ОПЕК разногласия, дающие повод противникам картеля говорить, что ОПЕК утрачивает регулирующую функцию. Иранские СМИ распространили текст письма министра нефти Ирана Бижана Зангане президенту ОПЕК. В нем говорится, что, если страны, входящие в ОПЕК, перестанут соблюдать обязательства в рамках соглашения ОПЕК+, эффективность организации будет поставлена под сомнение мировым сообществом. Зангане написал еще одно письмо, на этот раз аль-Фалиху, где говорилось, что возвращение ОПЕК+ к выполнению квот по сокращению добычи нефти на 100% не должно означать, что участники соглашения могут перераспределять обязательства по добыче либо имеют право не выполнять условия соглашения. Это прямая критика в адрес Саудовской Аравии, которая вместо того, чтобы увеличивать добычу, сокращает ее в противовес решению ОПЕК+. Зангане также раскритиковал мониторинговый комитет ОПЕК+ за недостаточное внимание к тому, что некоторые участники соглашения добывали гораздо больше нефти, чем предусмотрено квотами.
Демарш министра нефти Ирана, вероятнее всего, связан с опасениями существенного сокращения доли страны на рынке нефти, если другие члены ОПЕК либо независимые участники соглашения ОПЕК+ начнут стремительно увеличивать добычу, пока Тегеран находится под санкциями. Иран можно понять, но письма в определенной степени оказали негативное влияние на рынок. 16 июля, когда письма были обнародованы иранскими СМИ, Brent рухнула за день на 4%, торги по этой марке нефти закрылись на уровне $71,82 за баррель, а в течение дня цена Brent опускалась даже ниже $71,5. Обвал рынка продолжался, правда, недолго, оказавшись менее сильным, чем падение цен 11 июля после заявления Госдепа США о переговорах США и Саудовской Аравии. 17 июля нефть опять начала расти. Тем не менее на максимумы первой декады июля цена Brent до конца месяца так и не вернулась.
В конце месяца цена постепенно начала восстанавливаться. Отчасти это было связано с тем, что Саудовская Аравия объявила о приостановке экспорта через Баб-эль-Мандебский пролив из-за нападения йеменских повстанцев-хуситов на два саудовских танкера. Несмотря на то, что у Саудовской Аравии есть возможность полностью загрузить нефтепровод до Красного моря и экспортировать нефть другим морским путем, для изменения маршрута транспортировки требуется время, за которое цена может возобновить рост, что и произошло, но на общий результат рынка в июле не повлияло.
В России в январе-июле 2018 года добыча нефти и газового конденсата в годовом исчислении не изменилась, составив 318,58 млн тонн.
В июле добыча нефти и конденсата в России впервые с момента действия соглашения ОПЕК+ увеличилась в годовом исчислении (на 2,4%, до 47,43 млн тонн). По сравнению с октябрем 2016 года, когда вступило в действие соглашение ОПЕК+, добыча перестала падать. Российские СМИ сообщили, что глава независимой нефтяной корпорации «Энергия», экс-министр энергетики РФ Игорь Юсуфов направил ряд писем в Минприроды с просьбой допустить частные нефтяные компании к разработке шельфа (российское законодательство разрешает ее вести только госкомпаниям). В Минприроды готовятся поправки в законодательство, которые разрешат частным компаниям производить геологоразведку морского шельфа и в случае открытия нового месторождения осуществлять разработку.
По нашим прогнозам, в августе 2018 года цена Brent может находиться в диапазоне $74-79 за баррель. На цену могут влиять природные и климатические факторы, как нередко бывает в августе в США и Латинской Америке, а также геополитика.
Рынок нефтяных акций: акции бурно растут, американские корпорации кусают локти
На фондовом рынке продолжились мажорные июньские тенденции. Рост акций практически всех компаний обогнал индекс Московской биржи, выросший всего на 0,08%. Ярких лидеров роста оказалось два: обыкновенные акции «Татнефти», выросшие на 6,5%, и акции «Роснефти», подорожавшие на 6,1%. В число лидеров можно записать намного обогнавшие рост индекса Мосбиржи акции ЛУКОЙЛа (рост на 1,7%), «Газпром нефти» (+1,3%) и обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (+1,2%). Бурный рост капитализации нефтяных компаний происходил на фоне снижения цены на нефть. Скорее всего, драйверами роста нефтяных акций в июле были геополитика и корпоративные новости.
Главным политическим событием стал состоявшийся 16 июля в Хельсинки саммит Россия – США, рабочая встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа.
Несмотря на то, что каких-либо конкретных результатов встреча не принесла, сам факт начала диалога на высшем уровне был положительно воспринят рынком. У фондового рынка появилась слабая надежда на отмену санкций, которая позже сменилась разочарованием: Конгресс США пытается сделать все, чтобы санкции ужесточить. Однако авторитетные американские эксперты, в том числе в нефтяной отрасли, призывают Конгресс этого не делать, так как ужесточение санкций нанесет наибольший ущерб американским компаниям.
Глава Американского института нефти (API) Джек Джерард заявил, что «[антироссийские – Н. М.] санкции… нанесут ущерб США и принесут выгоду России», так как будут иметь «далеко идущие» последствия для американских корпораций и целых отраслей. Американский нефтяной портал Oilprice.com приводит информацию, что наибольший ущерб антироссийские санкции США нанесли ExxonMobil, лишившейся перспективных проектов в России, а также Chevron. Повезло, как считают американские аналитики, французской Total, нашедшей оптимальную схему взаимодействия с НОВАТЭКом в проекте «Ямал-СПГ».
Позитив в «Роснефти» связан с заявлениями главы компании Игоря Сечина. Он рассказал, что «Роснефть» уже завершила необходимые сделки по приобретению других компаний и вступает в стадию органического роста. Важной задачей «Роснефти», как сказал Сечин, является повышение эффективности приобретенных активов.
На рост обыкновенных акций «Татнефти» могло повлиять прошедшее в третьей декаде июля заседание совета директоров, рассматривавшего меры по повышению эффективности работы компании с инвесторами и инновационному развитию компании.
Газовая отрасль: будущее европейского газового рынка, и почему американские «ястребы» попадут в собственную ловушку
В январе – июле 2018 года добыча природного газа в России выросла в годовом исчислении на 6,2%, до 418,65 млрд м3. В июле добыча газа составила 53,92 млрд м3, что на 4,8% выше уровня июня 2017 года.
Несмотря на оптимистичные новости, связанные с ростом добычи газа, сложная ситуация вокруг газпромовского проекта «Северный поток – 2» пока не разрешилась.
Дания не принимает усилий к выдаче разрешения на строительство газопровода в ее водах, а «Газпром» уже изучает альтернативные маршруты. В июле группа сенаторов США от Республиканской партии внесла в Конгресс законопроект о санкциях против корпораций, участвующих в проекте строительства «Северного потока – 2». Маловероятно, что он наберет большинство голосов, так как это будет означать очередной виток обострения отношений США с Евросоюзом, и прежде всего с Германией, однако целью такого законопроекта является оказание давления на проамериканскую оппозицию «Северному потоку – 2» в Европе.
Трамп нанес визит в Брюссель для переговоров о предотвращении торговой войны с ЕС и на встрече с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером уверенно заявил, что Европа будет крупным покупателем американского СПГ и якобы «хочет этого».
О том, что американский сжиженный природный газ намного дороже российского трубопроводного и катарского СПГ, равно как и о том, что в европейских странах мало терминалов приема танкеров-газовозов и разжижения СПГ, Трамп умолчал. Но в администрации США и части республиканского большинства в Конгрессе, видимо, существует консенсус относительно того, что «Северный поток – 2» не должен быть построен. Так, представитель Госдепартамента США, занимающийся вопросами энергетики, заявил, что США не поддерживают «Северный поток – 2», однако готовы помогать альтернативному проекту «Южный газовый коридор».
Альтернативный проект включает три газопровода: Южно-Кавказский газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум, Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP). По газопроводам Баку – Тбилиси – Эрзурум и TANAP осуществляются поставки азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию. ТАР предполагает продление газопровода TANAP до Балкан и ряда стран Южной Европы. Предполагается, что «Южный газовый коридор» общей протяженностью 3500 км будет полностью завершен в 2020 году. Турция уже проводит работы по строительству турецкого участка TANAP, что не мешает ей участвовать в проекте «Турецкий поток» совместно с «Газпромом». Строительство ТАР пока еще в начальной стадии, и поддержка газопроводов со стороны США является риторической.
США, поддерживая «Южный газовый коридор», рискуют попасть в ловушку. Согласно третьему энергопакету ЕС, одна компания не может быть монопольным собственником инфраструктуры транспортировки газа на территории ЕС.
TAP AG, которой владеют пропорционально азербайджанская госкомпания ГНКАР, ВР, ряд небольших энергокорпораций ЕС и Total, обязана будет продать 50% доли в проекте третьему лицу. Им с очень высокой вероятностью станет «Газпром», который сможет интегрировать ТАР в систему «Турецкого потока».
Трамп после переговоров с Путиным в Хельсинки заявил, что участие Германии в проекте «Северный поток – 2» – «это ее выбор, но это и ее трудности». На пресс-конференции он сказал, что США намерены конкурировать с Россией на европейском рынке с помощью СПГ, и назвал Россию «хорошим конкурентом». После встречи на американского президента внутри страны обрушился шквал критики. Несмотря на то, что США весьма амбициозно назвали себя конкурентом России, это могло отражать позицию администрации президента США о том, что Россия и Америка должны в будущем конкурировать на свободном рынке, а не решать экономические вопросы с помощью санкций, эмбарго и взаимных запретов. Именно такое мнение высказали эксперты глобального рейтингового агентства Fitch, оценив положительно итоги хельсинкской встречи президентов двух великих держав.
Акции газовых компаний показали противоречивую динамику. В нефтегазовом секторе акции «Газпрома» оказались аутсайдерами, так как они упали, хотя индекс Мосбиржи немного вырос, а капитализация нефтяных компаний значительно выросла. Этому способствовали настроения инвесторов, так как вокруг «Северного потока – 2» пока очень много негатива, несмотря на то, что проект никто не собирается сворачивать. Акции НОВАТЭКа подорожали на 5%, оказавшись в лидерах сектора. Возможно, рост был вызван сильными финансовыми результатами корпорации за I полугодие 2018 года по МСФО, опубликованными уже в июле, так что теперь можно с уверенностью сказать: проект «Ямал СПГ» удался.
Читайте ежедневный прогноз ценовых колебаний на 10 августа 2018.