Нефть дешевеет, а бензину — все равно
Такой дешевой нефть не была с июля 2012 года — цена барреля опустилась ниже психологической отметки в 100 долларов. Но бензин на российских АЗС вряд ли подешевеет, да и само падение — дело временное, уверены эксперты «РГ».
Биржевые игроки — народ нервный и суеверный, круглых цифр боится. И было из-за чего переживать. Нефть Brent, ценовой эталон для всех остальных сортов черного золота, стала торговаться ниже сотни долларов за баррель. Российский сорт Urals, который традиционно ценится чуть меньше североморской смеси — и того дешевле. Причины — плохая статистика. ВВП Китая вырос меньше, чем ожидали аналитики, запасы сырья в США велики, как никогда, а экономика страны замедляется… Миру явно будет нужно меньше нефти, а дальше все по законам рынка: меньше спрос — ниже цена.
Конечно, это тревожный сигнал, говорит аналитик по нефти и газу инвестиционного подразделения Сбербанка Валерий Нестеров, этот уровень чуть превышает цену, запланированную для расчета доходов бюджета. Но катастрофического падения он не ожидает: «При таком уровне мировой экономики низко цена упасть не должна, я думаю, она будет в пределах 100-110 долларов за баррель». Ситуацию надо расценивать как «звоночек» — надо больше усилий по модернизации экономики, советует он.
Однако Россия еще не вышла на такой уровень развития рыночной экономики, чтобы за снижением нефти достаточно быстро снижались цены на бензин. С начала года бензин в рознице только дорожал. По данным Росстата на 8 апреля, бензин в России подорожал к декабрю 2012 на 2,1 процента — 28,64 рублей за литр АИ-92, 31,28 — за топливо класса АИ-95. Цены на российских заправках очень жестко привязаны к оптовым ценам, объясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Розничный рынок абсолютно не волатилен, задержка как для роста, так и снижения — около 2-3 месяцев» — говорит он. Падение нефти на мировых рынках он так же считает кратковременным фактором, так что не факт, что эта тенденция вообще дойдет до России.
К «внутренним факторам» можно отнести планы минфина по росту акцизов на высокоэкологичный бензин для пополнения дорожных фондов. В минэнерго с этой идеей не согласны, ведь более низкие акцизы на качественный бензин — это стимул модернизировать производство.
«Ведомства часто оказываются между Сциллой и Харибдой — ситуация с ценами на нефть и с экономикой не такая благоприятная, как ожидалось — и минфин естественным образом видит источником дополнительных поставок нашу энергосырьевую сферу», — объясняет Нестеров. Но тем самым есть риск загнать экономику в порочный круг — чем больше мы будем изымать денег из нефтянки, тем меньше нефтяники будут инвестировать в производство.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________