На топливном рынке наступил штиль
Кризис на нефтепродуктовом рынке двухлетней давности не повторится, уверены чиновники. После отмены Евро-2 выпавшие с рынка объемы бензина целиком восполняются за счет белорусских нефтепродуктов, в итоге резервы заводов достигли рекордных значений (общий объем порядка 4 млн т). Довольны нефтяные компании и независимые операторы рынка: топлива хватает, и им никто не диктует цены. А вот розничным потребителям топлива ничего не остается, как смириться с ростом цен, пишет РБК daily.
Российские нефтяные компании накопили рекордные запасы бензинов: по состоянию на 1 апреля резерв составил 1,9 млн т, рассказал директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов. По его словам, к весенне-летнему периоду участники рынка готовы.
Кроме того, с января начались дополнительные поставки топлива из Белоруссии. В первом квартале их объем составил 425 тыс. т, из которых автобензинов 385 тыс. т. Всего до конца года из Белоруссии запланировано к поставке в Россию 3,3 млн т нефтепродуктов: 2,1 млн т бензина, 1 млн т дизтоплива, 0,2 млн т топлива для реактивных двигателей, говорит г-н Грязнов.
Как уже писало издание, в середине марта стоимость бензина на СПбМТСБ снизилась, что было нехарактерно для начала весны, когда топливо традиционно дорожает. Одной из причин эксперты называли рост предложения за счет дополнительных объемов белорусского топлива. В итоге российские заводы, расположенные в Центральной России, не выдержали ценовой конкуренции и снизили оптовые и мелкооптовые цены.
Но г-н Грязнов считает, что белорусские нефтепродукты не могут оказывать существенного влияния на цены. Так, на российских биржах в первом квартале 2013 года было реализовано около 70 тыс. т автобензина, остальное продается по прямым контрактам. «Белорусское топливо для российского рынка является альтернативным предложением», ‒ заключает он. В итоге белорусские бензины вместе с резервом – это порядка 4 млн т ‒ станут своеобразной подушкой безопасности на случай дефицита топлива.
Ровно два года назад ситуация была иная. С начала 2011 года к продаже было запрещено Евро-2, а уже весной рынку стало не хватать бензина. Взять его было негде. В итоге топливо резко подорожало, многие независимые АЗС были вынуждены объявить себя банкротами, так как заводы фактически прекратили продажу им бензина. Нефтяникам же было запрещено поднимать цены. Евро-2 в оборот государство тогда вернуло, а с января 2013 года вновь отменило. По оценке Минэнерго, с рынка должно было «уйти» около 1 млн т бензина.
По данным первого квартала, в стране растет производство бензина, дизтоплива, а мазута ‒ снижается. При этом, по словам представителя ЛУКОЙЛа, российские компании сотрудничают с белорусской стороной. При случае дефицита собственных необходимые объемы ВИНК закупают у Минска.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко говорит, что белорусские нефтепродукты оказывают положительное влияние как на цены (они снижаются), так и на предложение топлива – его объем удовлетворят растущий весной спрос. «Кроме того, топливо из Белоруссии мешает ВИНК проводить вольную ценовую политику в опте», ‒ добавляет он.
Розничным потребителям в этой ситуации остается только наблюдать за ростом цен на топливо. С начала года бензин уже подорожал в среднем на 2%. По данным Росстата, на 1 апреля АИ-92 стоил 28,64 руб. за литр, АИ-95 – 31,28 руб. за литр. Минэнерго ожидает, что рост цен на бензин в этом году составит 13‒14%.
Масла в огонь подлил Минфин. Его глава Антон Силуанов заявил, что министерство может поднять акцизы на топливо Евро-4 и Евро-5 с целью получить дополнительные доходы для дорожных фондов.
Рост акцизов для компаний существенной роли не играет, по сути, это налог на потребителя, говорит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Если будет принято такое решение, оно автоматически приведет к росту цен на топливо, и, как правило, компании стараются заранее заложить повышение в цену продукции, отмечает он.
Источник в Минфине говорит, что повышение ставок, если оно и будет, не произойдет в этом году. Налоговым кодексом сейчас предусмотрено увеличение ставок акцизов с 1 июля 2013-го, затем с 1 января 2014-го и 1 января 2015 года. Цены на АЗС ЛУКОЙЛа будут рыночными, уверяет представитель компании.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________