Маржа нефтепереработки в Азии устремилась вниз
Маржа нефтепереработки на азиатском рынке с середины июля обрушилась на 50%. Это обусловлено ожиданием резкого сокращения спроса на топливо с высоким содержанием серы в преддверии вступления в силу новых правил морских перевозок, предполагающих использование более чистого судоходного топлива.
Маржа нефтепереработки на сингапурских нефтеперерабатывающих заводах (сингапурские цены — бенчмарк в Азии) в июле составляла $9.37 за баррель, начале августа — $7.39 за баррель, а сейчас опустилась до $4.31 за баррель.
“В течение последних двух недель маржа нефтепереработки сокращается из-за скорого вступления в силу новых стандартов морских перевозок, из-за которых спрос на топливо с высоким содержанием серы (HSFO) резко снизится. Все стремятся избавиться от такого топлива поскорее”, — говорит Серена Хуанг, старший аналитик из фирмы Vortexa.
По большей части топливо с высоким содержанием серы используется морскими судами, а также в электрогенераторах. Продажи такого топлива упали в связи с тем, что судоходная индустрия готовится к введению новых правил Международной Морской Организации в 2020 году.
Рис. 1 Маржа нефтепереработки устремилась вниз
Согласно новым правилам, доля сжигания серосодержащих элементов морскими судами должна быть понижена с 3.5% до 0.5%.
При этом, в июле маржа нефтепереработки в Сингапуре практически достигла двухлетнего рекорда. Это было обусловлено проведением технических работ на нефтеперерабатывающих заводах.
Теперь же сезон технических работ завершился, и объемы поставок бензина, дизеля и иных видов топлива резко возросли. Более того, в Китае, Индии и Малайзии были запущены новые нефтеперерабатывающие заводы.
“Слабый спрос в сочетании с увеличением пропускной способности нефтеперерабатывающих заводов привел к увеличению экспорта со стороны китайских переработчиков. Из-за этого цены и маржа сократились”, — говорит Питер Ли, старший аналитик из компании Fitch Solutions.
Рис. 2 Высокие показатели производительности и экспорта в Китае сказались на марже нефтепереработки в Азии
Что касается спроса, то затянувшаяся торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира, США и Китаем, губительно сказывается на темпах роста экономики и прогнозах по спросу на транспортное топливо.
“В целом имеется весьма негативная тенденция по замедлению темпов роста экономики начиная с Европы и заканчивая Азией. Даже в США наблюдаются тревожные признаки”, — говорит Тилак Доши, консультант из компании Muse, Stancil & Co.
Ожидается, что новые правила морских перевозок в долгосрочной перспективе будут способствовать увеличению маржи нефтепереработки. Но заводам придется переключиться на производство более чистого и более дорогого топлива.
“Прогнозируемый рост спроса на судоходный газойль и топливо с низким содержанием серы в 2020 году окажет позитивное воздействие на маржу нефтепереработки”, — говорит Хуанг из Vortexa.
Ожидается, что судоходные операторы перейдут на более чистое топливо уже в последнем квартале 2019 года. С 1 января 2020 года ожидается рост спроса на более дорогие виды топлива.
У простых нефтеперерабатывающих заводов, которые оптимизированы под работу с тяжелыми сортами нефти, возникнут проблемы.
Впрочем, более крупные заводы, которые способны производить более легкое топливо с низким содержанием серы, смогут увеличить свою прибыль, говорит Шри Параваиккарасу, директор сингапурского консалтингового агентства FGE.
Предложение на мировом рынке нефти. Отчет ОПЕК от 16 августа 2019