Крепостное право для бензина
Минэнерго предлагает создать новый механизм ограничения экспорта светлых нефтепродуктов, чтобы ведомству было проще справляться с ростом цен. Министерство хочет заставить нефтяников продавать внутри страны фиксированную квоту от общего объема бензина и дизтоплива. Источники в нефтекомпаниях называют идею очередной попыткой административного регулирования рынка, а эксперты сомневаются в ее эффективности, пишет “Коммерсантъ”.
Минэнерго предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю от производства бензина и дизтоплива. Как сообщили “Интерфаксу” в Минэнерго, эти изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ и они могут заработать уже во втором квартале. Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по данным агентства, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% — бензина. Это примерно соответствует текущим поставкам на внутренний рынок. Так, экспорт дизеля, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 году 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина — 7%.
В Минэнерго заявили, что новые требования “нужны для сбалансированного обеспечения потребностей внутреннего рынка”. Собеседник в правительстве пояснил, что инициативы связаны с исполнением поручений по итогам сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 года. Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%. Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов является профицитным. Относительно сложной остается только ситуация с высокооктановым бензином, но он почти не экспортируется. “Производителям с учетом существующей маржи ритейла выгоднее продать бензин в России”,— говорит директор энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Григорий Выгон.
Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить Минэнерго, были заключены в 2011 году. Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов. ФАС, один из главных инициаторов соглашений, предложение Минэнерго не поддерживает, заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. “Рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем”,— считает он. Чиновник подчеркнул, что решение по этому вопросу в правительстве пока не принято.
Нефтяники инициативу Минэнерго не комментируют, но источники в крупнейших компаниях ее единодушно осуждают. “Это явно нерыночный метод”,— говорит один из них. Другой собеседник не понимает, как при привязке поставок к объему производства, которое относительно стабильно, компании смогут реагировать на сезонные колебания спроса. “Сейчас в низкий сезон топливо идет на экспорт, а если его оставить на внутреннем рынке, будет чудовищная волатильность”,— считает он. Источник на рынке нефтепродуктов отмечает, что нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно для сбалансированности внутреннего рынка, и поддерживают его в состоянии “легкого голода”. “В этой ситуации квотирование — очевидное решение, но непонятно, как его организовать”,— говорит он. По мнению Григория Выгона, квотирование — мера, с одной стороны, бессмысленная, а с другой стороны, неправильная. Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив — газа и дизеля.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________