Кражу топлива можно отнести если не к древнейшим, то уж точно к очень старым криминальным профессиям
26 November 2013, 10:02

Вместе с появлением служебного автомобиля, у его водителя возник и дополнительный источник дохода в виде продажи на сторону «лишнего» топлива, полученного как из-за слабости системы расчета потребляемого объема, так и в результате различных махинаций с реальным пробегом.
В современную российскую экономику воровство топлива пришло из СССР с его принципом «все вокруг колхозное – все вокруг мое», примитивными системами учета и абсолютным отсутствием интереса к экономии чего бы то либо.
Реальная борьба с хищениями началась в начале 90-х с появлением на российском рынке первых GPS-приемников и систем контроля автотранспорта на их базе. Простейшие трекеры позволяли бороться с простейшими хищениями, когда водитель просто сливал топливо из бака, а одометр накручивал при помощи специального устройства. Реальный пробег, полученный на базе данных GPS, позволял примерно рассчитать реальный расход, исходя из принятых в организации норм. Кроме того, появились специальные датчики, контролирующие уровень топлива в баке и позволяющие выявить резкое падение его уровня вследствие слива. (Встроенный датчик не слишком подходит для этой роли, так как измеряет количество топлива очень грубо, а кроме того, крайне чувствителен к переливам топлива в баке вследствие разгонов и торможений.)
Водители «приняли вызов» и усложнили схемы хищений, встраивая в конструкцию топливопровода сливные магистрали и временные баки, куда собиралось топливо, а также обналичивая (заправляя желающих за наличные) средства с топливных карт. На руку нечистоплотным водителям сыграло, в первую очередь, несовершенство норм расхода, которые даже на грузовом автомобиле, в зависимости от режима движения и загрузки, могут различаться в два-три раза. Возможно, вы видели как водители фур едут 80-90 км/ч в населенных пунктах, несмотря на ограничение скорости в 60 км/ч. Делается это как раз для того, чтобы сэкономить и впоследствии продать солярку, которая выделяется работодателем по нормам, учитывающим торможение и разгон.
В особую группу риска попала многочисленная строительная техника, где GPS/ГЛОНАСС-трекеры вообще бесполезны, ведь тот же экскаватор практически не движется, а топливо расходует на работу механизмов. В результате этого, по оценкам Omnicomm, если на грузовом транспорте похищается в среднем 10-15% выделяемого топлива, то на строительной и спецтехнике хищения доходят и до 80%. Для борьбы с такими хищениями были созданы трекеры, учитывающие параметры работы двигателя и позволяющие точно понимать, использовано ли топливо для работы или похищено, несмотря на отсутствие явных следов сливов.
В результате массового внедрения систем мониторинга как коммерческими компаниями, заинтересованными в пресечении воровства, так и государственными предприятиями, получившими эту «головную боль» в рамках программы внедрения ГЛОНАСС, ситуация улучшилась, а некоторые похитители даже стали требовать отмены установки трекеров. Некий житель Норильска написал письмо Путину с просьбой разрешить воровать солярку в компании (в которой он работал), внедрившей систему контроля. «У нас практически структура всего легкового транспорта – это дизельные автомобили. Раньше мы его воровали на комбинате. Сейчас, когда комбинат закрутил гайки и прекратил массовое хищение дизельного топлива, нам приходится покупать его на заправках по 34 рубля. Это очень тяжело. Поэтому предлагаю два пути, господин президент: открыть ворота на комбинате, как в старое время, либо что-то делать с ценами», – процитировал жалобщика на пресс-конференции замруководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, которому письмо было направлено для проведения проверки.
Однако, менее наивные и более упрямые похитители продолжили борьбу. Сегодня самой распространенной, хотя и наиболее просто решаемой проблемой является вандализм. Водители накрывают антенны ГЛОНАСС/GPS-приемника жестяными ведрами и шапочками из фольги, блокируя прием навигационного сигнала и делая невозможными определение пробега. Для борьбы с этим сам терминал и антенна устанавливается в относительно недоступных местах. Кроме того, трекеры, учитывающие параметры работы двигателя или имеющие датчики уровня топлива, не теряют возможностей борьбы со сливами даже не имея навигационного сигнала. Поэтому некоторые водители пытаются уничтожить сам терминал, подав на него высокий ток, например, со сварочного трансформатора. Однако, большинство российских терминалов имеют защиту входов и выходов по току, а намеренное уничтожение терминала таким образом довольно легко доказывается экспертизой у производителя.
При этом водители-вандалы часто пытаются избежать ответственности за уничтожение терминала и воровство, чем нередко втягивают компанию в судебные или трудовые споры. В этих условиях, для того, чтобы подтвердить свою правоту, компании необходимо иметь не только сами трекеры, но и официальный регламент их использования и ответственности водителей. Желательно также, чтобы трекеры и датчики прошли сертификацию и считались средствами измерения.
Также в результате внедрений систем мониторинга, в последнее время чаще стали возникать и ситуации, когда топливо воруют не единичные водители, а целые группы, куда, кроме них, входят диспетчеры, непосредственно получающие данные от систем мониторинга и даже отдельные сотрудники служб безопасности, на которых лежит обязанность их проверки. Для борьбы с такими группами стоит использовать специальное серверное или облачное программное обеспечение, автоматически собирающее данные о расходе и хищениях топлива и отправляющее отчеты всем заинтересованным лицам, включая финансовую службу и руководство компании. В таком случае вероятность сокрытия данных о сливах снижается почти до нуля.
Значительно уменьшившийся объем сливов, совершаемые водителями, вызвал всплеск хищений при перевозке и выдаче топлива. В отличие от устройств контроля расхода топлива самим транспортом, систем точного учета перевозимого топлива на рынке немного, так для этого требуются специальные прецизионные датчики, а также трекеры во взрыво- и пожаробезопасном исполнении. Кроме того, нормы изменения объема топлива при перевозке и хранении, вследствие внешних факторов, например, температуры, создают возможность больших злоупотреблений. Однако, в последнее время все больше и больше компаний-перевозчиков устанавливают на топливозаправщики специализированные системы контроля, позволяющие пресечь несанкционированные сливы. Помимо прямой выгоды такое решение позволяет сделать саму топливную логистику более эффективной, так как точный остаток топлива в цистерне всегда известен диспетчеру, который имеет возможность сравнить его с заказом.
Правда, все это не идет ни в какое сравнение с системой контроля объема топлива на самих АЗС, часто осуществляемой «на глазок» при помощи мерного щупа, создающей колоссальные возможности для хищений. В последнее время также получили известность случаи компьютеризированного недолива на самих АЗС, когда специальное оборудование, установленное в раздаточную колонку, по радиокоманде обеспечивало недолив нескольких литров, направляя остаток топлива в танк, откуда оно впоследствии продавалось «мимо кассы». В таких случаях обнаружить недолив просто – достаточно лишь сравнить показания датчика уровня топлива с данными чека. Однако, определить кто виновен в этом – водитель или АЗС, а также доказать недолив достаточно сложно. Но компании имеют возможность собирать статистику недоливов и составлять черные списки АЗС, на которых запрещать заправку своего транспорта. Соблюдение этого запрета легко проконтролировать при помощи того же трекера.
Не стоит думать, что на этом «борьба добра со злом» и остановится. Широкое распространение систем мониторинга, а также рост стоимости топлива, позволяет в ближайшее время ожидать роста числа попыток вмешательства в работу трекеров на программном уровне путем изменения прошивок, как это происходило несколько лет назад с кассовыми аппаратами. Однако, производители систем мониторинга уже готовы к этому – в код внедряются системы контроля целостности и противодействия его изменениям. В стратегической перспективе на руку рынку также сыграло последнее изменение требований государства к электронным тахографам, требующее использовать для хранения ключевой информации сертифицированный криптоблок. В силу обязательности оснащения транспорта тахографами, многие производители заняты разработкой устройств, совмещающих функции тахографа и трекера, и можно ожидать, что возможность криптозащиты и данных расхода топлива также будет использована в новых устройствах.
Но пока стоимость топлива растет, можно не сомневаться, что будут найдены новые способы как хищений, так и противодействия им, позволяющие одним «заработать», а другим сэкономить десятки миллионов рублей. Однако, самыми незащищенными, как и раньше, останутся довольно многочисленные владельцы техники принципиально не устанавливающие систем контроля, хотя их привлекательность как работодателей, безусловно, вырастет.
Источник: Рrofile.ru

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Александр Новак провел встречу с гендиректором Организации стран — экспортеров нефти (Видео)
Россия нацелена на дальнейшее развитие взаимодействия с ОПЕК. Об этом сегодня заявил вице-премьер Александр Новак на встрече с генеральным директором Организации стран-экспортеров нефти, которая состоялась в Москве.
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.