19 November 2013, 12:01
Казахстан: солярка с нагрузкой
Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана в январе-октябре 2013 года выработали совокупно 2,2 млн тонн бензина, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Отметим, что в январе-июне 2013 года было произведено 1,26 млн тонн моторного топлива, что на 15,6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Таким образом, НПЗ восстанавливают объемы производства. Однако потребностей рынка эти объемы не покрывают и дефицит по отдельным видам горючего сохраняется.
Напомним, что проблемы с переработкой возникли в начале текущего года, когда трейдеры начали массово завозить в республику из России запрещенное там к обороту (а потому подешевевшее) топливо стандарта Евро-2. Нефтебазы оказались заполнены им под «завязку» и отечественные НПЗ были вынуждены снижать объемы переработки. Так, тогда в I квартале 2013 года только на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) производство бензинов сократилось на 26,2% (до 285 тыс тонн). Более того, на ПНХЗ пришлось с апреля до августа остановить установку каталитического крекинга. По словам его генерального директора Шухрата Данбая, предприятию пришлось снизить план по переработке нефти на 2013 г. с 5,2 млн тонн до 4,8 млн. тонн.
Такая ситуация сложилась вследствие того, что профильные ведомства вовремя и адекватно не отреагировали на массовый завоз трейдерами российского топлива Евро-2. Приказ МНГ №87 от 21 мая 2013 года «Об утверждении графика поставок нефтепродуктов с определением объемов, сроков поставки и поставщиков» оказался не только запоздалым, но и нарушал антимонопольное законодательство, предоставив пулу из трех назначенных компаний – АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Petrosun» и ТОО «Petroleum Operating» – эксклюзивное право на квотированный ввоз российского топлива. Обеспечить ввоз ГСМ в установленных объемах они не смогли, но в создании топливного дефицита преуспели.
Приказ был отменен лишь в начале ноября, когда на топливном рынке страны стал отчетливо прорисовываться вызванный действием этого приказа дефицит нефтепродуктов, и то после вмешательства Агентства по защите конкуренции (АЗК). Возникающий в стране дефицит горючего АРЕМ попыталось «погасить» повышением стоимости бензина АИ-92 на 5 тенге, чем тут же воспользовались оптовые поставщики. Так, ТОО «Eurasia Munai Impex» (100% дочерняя компания АО «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг») не только увеличило цену тонны бензина Аи-92 со 123220 тенге до 128850 тенге, но и (несмотря на то, что розничные реализаторы ГСМ полностью оплатили стоимость солярки согласно заявкам) отказывается отгружать дизельное топливо без приобретения у него бензина Аи-92. Дело в том, что розничные реализаторы стали приобретать бензин Аи-92 российского производства, поскольку он на 10% дешевле, чем у этого ТОО, являющегося единым оператором по обеспечению загрузки мощностей ПНХЗ.
Поэтому, пока с высоких трибун должностные лица продолжают обещать топливное изобилие после 2015 года, монополисты на оптовом рынке регулярно провоцируют дефицит, а затем и рост цен на топливо.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________