04 September 2020, 11:44
Как выборы в США меняют нефтяную отрасль страны. Что ждет рынок в будущем
По мере приближения президентских выборов в США в 2020 году Rystad Energy проанализировала, какие изменения претерпевала нефтяная промышленность страны при разных президентах и какое будущее ее ждет.
Технологические инновации, чьему развитию способствовали рекордно высокие цены на нефть в первой половине прошлого десятилетия, помогли вывести США в лигу ведущих производителей нефти в мире, резко изменив глобальную модель предложения. Обильные поставки помогли удержать низкие розничные цены на бензин, одновременно поддерживая макроэкономическую стабильность с умеренной инфляцией. И все это несмотря на перебои в поставках на фоне геополитических потрясений на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Латинской Америке.
После Второй мировой войны добыча нефти в США увеличивалась в среднем на 2,6% в год при президентах-демократах и оставалась практически неизменной, со средним ежегодным ростом 0,1% при президентах-республиканцах. Перелом в нефтяной промышленности США произошел после ухода Джорджа Буша из Белого дома в 2009 году. Благодаря развитию добычи сланцевой и трудноизвлекаемой нефти и достижениям в технологиях бурения, темпы добычи взлетели до небес. В Белом доме уже был новый президент – Барак Обама.
Совокупный годовой прирост в 7,2% за этот период является самым высоким в истории США за срок правления одного президента, несмотря на спад на рынке нефти в 2015 и 2016 годах. В то же время, Барак Обама в целом более внимательно относился к окружающей среде, чем его предшественник и преемник.
Производство продолжало расти и после того, как Дональд Трамп вошел в Белый дом в 2017 году. Совокупный годовой прирост составил 7,1%, даже несмотря на то, что рынок пережил еще один спад. США стали чистым экспортером сырой нефти и нефтепродуктов в конце 2018 года. Это случилось впервые с середины прошлого века, и с тех пор показатели чистого импорта/экспорта колеблются около нуля.
График 1. Добыча нефти в США по секторам
Дональд Трамп
С момента вступления в должность Дональд Трамп ввел множество изменений как в энергетическом, так и в природоохранном секторах. Всего через четыре дня после приведения к присяге президент подписал распоряжение о начале строительных работ на нефтепроводах Dakota Access и Keystone XL.
На эти предложения ранее наложил вето президент Обама, отчасти из-за экологических проблем в Небраске. В случае постройки Keystone XL предоставит США улучшенный доступ к поставкам из Канады и транспортным связям из Северной Дакоты, Монтаны и Оклахомы с нефтеперерабатывающими заводами побережья Мексиканского залива. Кроме того, будут созданы рабочие места, дополнительные налоговые поступления и инвестиции.
Всего через шесть месяцев после инаугурации Трампа, администрация подала официальный запрос на выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения, подписанного под эгидой ООН. Соглашение регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Хотя выход официально оформляется только через три года после вступления соглашения в силу, 4 ноября 2020 года (на следующий день после выборов), это действие выделяет США как единственную страну из 197, отвергнувшую соглашение.
Правительство снизило федеральную ставку подоходного налога с 35% до 21% (снизив и комбинированную ставку с 38,9% до 25,7%), когда Закон о сокращении налогов и занятости (TCJA) прошел Конгресс и был подписан президентом.
Это решение повысило ликвидность производителей нефти и газа, уменьшив цены безубыточности. В качестве примера возьмем ExxonMobil, в 2018 году компания сэкономила 193 млн долларов США (36%) в виде корпоративного налога, снизив безубыточные цены на нефть на 5,3%.
Подлинное влияние изменений варьируется от компании к компании, но в выборке из 50 операторов, операционные денежные потоки для всех из списка могут увеличиться более чем на 5 миллиардов долларов в год (в среднем от 250 до 300 миллионов долларов США за год). год в налоговых льготах) за счет закона TCJA.
В TCJA также включены положения о создании нефтегазовой программы в Арктическом национальном заповеднике дикой природы (ANWR) на Аляске. Этот закон касается прибрежной равнины площадью 1,57 млн. акров. Были также подписаны директивы о создании и проведении конкурентной программы по сдаче в аренду и разработке нефтегазовых активов.
Джо Байден
Что касается экологических проблем, конечная цель кандидата от Демократической партии Джо Байдена состоит в том, чтобы к 2035 году полностью сократить выбросы углерода в стране. В июле Байден объявил, что инвестирует два триллиона долларов в программу, которая должна выявить детальное влияние нефтегазовой индустрии на климат.
План охватывает реформы в инфраструктуре, логистике, автомобильной промышленности и энергетическом секторе. Бывший вице-президент утверждает, что создаст миллионы новых рабочих мест. В своем публичном обращении по вопросу об изменении климата 15 июля Байден пообещал, что в случае своего избрания он повторно присоединит США к Парижскому соглашению. Кроме того, он заявил о своем желании вернуться к «100 правилам общественного здравоохранения и охраны окружающей среды», которые отклонил Трамп.
План Байдена отстаивает «Новый зеленый курс» как важный компонент в борьбе с изменением климата и особо выделяет «запрет новых разрешений на добычу нефти и газа на государственных землях и акваториях».
Больше всего от этого пострадает штат Нью-Мексико, где в регионе Делавэр находится Пермский бассейн и примерно 65% продукции с федеральных земель. Следующие — Вайоминг и Колорадо, с бассейнами Паудер-Ривер и Ди-Джей, которые получают соответственно 37% и 11% своей продукции с федеральных земель. Северная Дакота, где расположено сланцевое месторождение Баккен, производит 16% добычи штата за счет федеральных земель.
Но даже в этом случае вряд ли потенциальный федеральный запрет на гидроразрыв пласта сразу же повлияет на общенациональную добычу 48 континентальных штатов (за исключением Мексиканского залива). И все потому, что деятельность будет перемещаться с федеральных земель на коммерческие государственные и частные земли. Однако в этом году ситуация в отрасли кардинально изменилась: при сокращении производства и снижении цен предполагаемое воздействие может иметь более серьезные последствия.
Значительное число операторов, работающих на недорогих федеральных землях, особенно в бассейне Делавэр, учитывают неопределенность, связанную с будущей нефтегазовой деятельностью на федеральных землях в своих производственных планах. Многие сейчас ускоряют процесс выдачи разрешений на федеральные земли, для собственных гарантий, если в будущем будет введен запрет на деятельность на федеральных землях.
В общем объеме разрешений на бурение с четвертого квартала прошлого года было около 73–87% бассейнов на федеральных землях. Напротив, в 2017–2018 годах в округах Эдди и Ли таких земель было около 60%. Среди восьми крупнейших операторов шесть компаний демонстрируют более 80% доли федеральных площадей в списке разрешений на бурение в 2020 году. В случае Devon, Occidental и ExxonMobil доля земель уже выросла в 2017–2019 годах. EOG, Marathon и Matador ускорили процесс оформления разрешений на федеральные земли в 2020 году.
Потенциальный запрет гидроразрыва на федеральных землях вряд ли повлияет на добычу нефти и газа в стране в среднесрочной перспективе. Вероятность введения запрета увеличится, если Байден станет следующим президентом и выполнит свое предвыборное обещание, поскольку с макроэкономической точки зрения нефтегазовая отрасль США не сильно пострадает.
Тем не менее, введение новых ограничений на федеральные земли не исключено. Ограничения на аренду также коснутся Аляски и Мексиканского залива, и операторов, инвестирующих в эти регионы. Подробная информация о степени любого потенциального запрета в настоящее время ограничена, но мы смоделировали возможные сценарии по степени строгости.
В настоящее время мы оцениваем, что на Аляске и в Мексиканском заливе имеется 42,4 млрд баррелей промышленных запасов нефти. Из них 6,4 млрд баррелей находятся на эксплуатируемых месторождениях в качестве достоверных разработанных запасов (PDP). Если ввести запрет на все новые договоры аренды, как предлагается в плане Байдена, то отрасль фактически потеряет 16,2 миллиарда баррелей нефти. Более строгие правила, включая запрет на разведку, приведут к изъятию еще 6,1 млрд баррелей с лицензионных месторождений, а еще 13,7 млрд баррелей станут жертвой полного запрета на бурение. Хотя это на самом деле нецелесообразно, самым серьезным ограничением из всех был бы полный запрет всей добычи, в результате чего последние 6,4 миллиарда баррелей тоже остались бы под землей.
«Более строгие ограничительные меры, связанные с нефтегазовой деятельностью на федеральных землях, окажут заметное влияние на деятельность на шельфе и на Аляске. По иронии судьбы, запрет на новые разведочные работы или аренду на федеральных землях может привести к повышению интереса к разработке наземных объектов США, поскольку многие операторы, работающие в Мексиканском заливе, в первую очередь супермэйджоры, также имеют значительные месторождения на суше», сообщил Артем Абрамов. Руководитель отдела сланцевых исследований Rystad Energy.
Таблица 1. как менялась добыча нефти в стране в зависимости от президента
Полный запрет на гидроразрыв пласта
И хотя пока что не было сделано никаких шагов к введению запрета гидроразрыва пласта, как уверял Берни Сандерс и другие кандидаты на праймериз, такой сценарий бы полностью уничтожил сланцевую промышленность страны, и процесс разрушения был бы очень болезненным. Поскольку новые скважины не вводятся в эксплуатацию, гипотетически уже с 2021 года способствовать добыче будут только те скважины, которые уже работают.
Добыча легкой нефти в США достигла пика на уровне 8,5 млн баррелей в сутки в марте. Снижение до 7,0–7,2 млн баррелей в сутки ожидается к концу года из-за спада активности во втором квартале с учетом возобновления сокращений в третьем квартале. Однако, если с января 2021 года не будут введены в эксплуатацию новые скважины, резкий спад начнётся уже в этом году. К концу 2023 года добыча легкой нефти в США, вероятно, упадет до менее чем 3 миллионов баррелей в сутки.
Объемы добычи сланцевого газа и попутного газа из залежей легкой нефти пойдут на серьезное снижение с 78 миллиардов кубических футов в сутки (Bcfd) в декабре 2020 года до 40 Bcfd в декабре 2023 г.
Запрет на гидроразрыв пласта на всей территории страны, если он будет реализован, приведет к возрождению интереса к традиционным проектам повышения нефтеотдачи (МПН).
Ключевые для этого направления компании, такие как Denbury, California Resources Corporation и Sheridan, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами и реструктуризацией долга. Им потребуется много времени, чтобы снова войти в привычный темп работы. При любом сценарии мы не ожидаем увеличения объемов добычи на суше в США для обеспечения дополнительных объемов и компенсации снижения базовой добычи легкой нефти.
Статистические данные Бюро труда показывают, что по состоянию на февраль этого года в отрасли разведки и добычи нефти было занято 157 000 человек, а еще 315 000 были заняты в секторе нефтесервисных услуг. Примерно 60% от общего числа работают вне оффшорных зон. Данные о занятости значительно снизились из-за спада на рынке нефти. В том числе из-за сокращений рабочих мест в сланцевой отрасли на 42%.
Полный запрет гидроразрыва приведет к сокращению значительной части нынешней рабочей силы. Мы считаем, что данные бюро неточно отражают общую численность персонала во всех бизнес-сегментах, непосредственно связанных с нефтегазовой отраслью.
Примерно 1.5 миллиона человек занято в различных частях отрасли: разведке и добыче, нефтесервисных услугах, управлении, цепочке производитель-поставщик, компаниях мидстрим и даунстрим. Это составляет почти 1% от общей численности рабочей силы США в 158 миллионов человек, и любые ограничения в нефтегазовой отрасли окажут значительное влияние на эту область.
Итоги
Если Джо Байден станет следующим президентом США, есть четкие ожидания относительно повышенного внимания к экологическим аспектам нефтегазовых операций в стране. Хотя некоторые дополнительные экологические меры могут проверить на прочность экономику производителей, вполне возможно, что политика Байдена будет для них выгодной — по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Возможное прекращение затянувшейся торговой войны с Китаем, несомненно, поможет поддержать спрос и цены на нефть. Точно так же, на наш взгляд, усиление мер по предотвращению распространения Covid-19 принесет пользу ценам на нефтяном рынке в 2021–2022 годах. Потенциальный запрет гидроразрыва на федеральных землях, как обсуждалось выше, также, скорее всего, окажет положительное влияние в краткосрочной перспективе.
Принимая во внимание все эти факторы, кажется вполне вероятным, что нефтегазовая промышленность США могла бы выиграть от президентства Байдена в течение первых кварталов его президентского срока на фоне восстановления цен на нефть.
Нефть. Мировые цены спот по сортам и базисам. Данные на 04.09.2020