14 November 2006, 13:06
Как инфляция влияет на бензиновые цены и наоборот?
В Минфине уверены, что инфляция подталкивает цены на топливо к росту, а не наоборот Судя по последним данным Росстата, за январь-октябрь 2006 г. бензин в России подорожал на 11,8%, что превысило показатель инфляции, которая за этот период составила 7,5%. Аналогичный показатель за тот же период прошлого года составил 15,6%, при этом уровень инфляции по итогам прошлого года — 9,2%. Таким образом, разрыв между ростом цен на бензин и показателем общего роста цен в стране в этом году по сравнению с 2005-м сократился примерно на 3%, — пишет gzt.ru.
Отметим, что цены на бензин в этом году претерпели снижение лишь в прошлом месяце. По данным Росстата, в январе 2006 г. потребительские цены на бензин выросли на 0,1%, в феврале — на 1,3%, в марте — на 0,5%, в апреле не изменились, в мае выросли на 0,3%, в июне — также на 0,3%, в июле — на 1,1%, в августе — на 5,4%, в сентябре — на 2,7%. Лишь в октябре цены на бензин в России снизились на 0,4%, что стало самым интенсивным падением более чем за три года.
Как видно, наиболее активный рост цен на бензин пришелся на конец лета – начало осени, то есть на период, когда, по расхожему мнению, в силу вступает так называемый сезонный фактор. Между тем, по словам заместителя начальника отдела таможенных платежей Минфина Александра Саковича, такая привязка не совсем корректна. Конечно, рост спроса на топливо играет свою роль. Однако не менее важно то, что как раз примерно к этому времени накопившаяся еще с начала года от повсеместного повышения тарифов естественных монополий инфляционная составляющая прорывается наружу.
Среди причин, вызывающих рост цен на нефтепродукты внутри страны, принято называть серьезные налоговые поборы, которым подвержены нефтяные компании. Речь идет в первую очередь о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Александр Сакович заявил, что не является сторонником данной теории, однако, «даже если принимать ее во внимание, можно увидеть, что в мире падают цены на нефть, значит, нет причин и для подорожания нефтепродуктов внутри России».
Стоит отметить, что с 1 декабря 2006 года экспортная пошлина на нефть в России снизится с 237,6 долл. до 180,7 за тонну. Синхронно будет снижена и экспортная пошлина на светлые и темные нефтепродукты: на первые со 172,4 дол. до 134 за тонну, на вторые — с 92,9 долл. до 72,2 за тонну. В принципе изменения довольно значительные, однако в Минфине называют данный шаг чисто фискальной мерой. «Это чисто фискальный инструмент. Она ничего не регулирует, потому что рынок насыщен, так что цены на бензин до конца года, скорее всего, будут стоять на месте», — сказал Александр Сакович.
По прогнозу замначальника отдела таможенных платежей Минфина, разрыв между показателем роста цен на бензин и уровнем инфляции к концу года также сохранится: «Вряд ли эта цифра сократится или увеличится. Хорошо уже то, что она ниже, чем в прошлом году. Впрочем, хочу заметить, что, по моему мнению, инфляцию все равно толкает не бензин. В основном это монетарные факторы. Прежде чем стать провокатором инфляции, нефтепродукты сами в первую очередь страдают от нее».
Впрочем, данная мысль не нова. И главным ее автором является начальник Александра Саковича – глава Минфина Алексей Кудрин, непосредственно отвечающий за инфляцию в стране. По его словам, рост цен на бензин, также как и подорожание услуг ЖКХ, не оказывает существенного влияния на темпы инфляции. Доля бензиновой составляющей в инфляции ничтожно мала, считает министр. В подтверждение этих слов министр привел данные, согласно которым по состоянию на 1 сентября инфляция была 7,1% и при этом доля повышения цен на бензин в этом показателе составила 0,2%. Эксперты готовы с этим поспорить. Так, по словам аналитика ИК «Финам» Ольги Беленькой, ускорение инфляции, отмеченное в августе — сентябре, было связано как раз с ростом цен на бензин.