Как быстро будут расти нефтяные цены, пока непонятно
Совсем недавно некоторые СМИ сообщили, что МЭА ожидает восстановления цен, хотя в докладе агентства говорится только о том, что некоторые участники рынка «видят свет в конце туннеля». Тем не менее до полноценного восстановления еще далеко.
При этом ожидания рынка основываются на сокращении расходов компаний. Никто не хочет повторения 1998 г., когда избыточное предложение привело к падению цен почти до $11 за баррель.
Цены действительно могут ощутимо вырасти до конца 2015 г., но для этого должна быть причина. Сокращение капитальных расходов и падение количества буровых установок могут создать ощущение, что добыча будет падать, но рынки не могут действовать в долгосрочном периоде только на основе ощущений.
Сейчас цены на нефть марки Brent никак не могут перешагнуть отметку $60 за баррель, двигаясь в определенном диапазоне. И это неудивительно, так как реальных причин для дальнейшего роста сейчас просто нет. Все факторы носят вероятностный характер, и эти события должны прежде всего произойти перед началом активного роста цен.
Первой причиной отскока цен на нефть будет июньская конференция ОПЕК. К этому времени уже будет понятен эффект от низких цен для американских добывающих компаний, поэтому страны картеля все же могут договориться о снижении квот. Кроме того, могут сделать свой шаг и другие нефтедобывающие страны, например Россия.
Второй причиной будет как раз снижение добычи нефти североамериканскими нефтяными компаниями.
Также может произойти какое-то крупное геополитическое событие, которое приведет к резкому росту цен, например ИГИЛ может активизироваться в Ираке или даже атаковать Саудовскую Аравию.
Если обратить внимание на данные МЭА и EIA, которые вышли 10 февраля, то станет видно, что спрос превышал предложение до IV квартала 2013 г. Вот почему цены были высокими в большей части 2013 г., но в первой половине 2014 г. объем поставок стал превышать спрос. И это стало причиной падения цен.
Разница между спросом и предложением достигла максимума во II квартале 2014 г. (1,27 млн баррелей в сутки избыточного предложения), а затем она упала до 0,84 млн баррелей и 0,81 млн баррелей в III и IV кварталах соответственно.
Это, конечно, уже ближе к балансу, но избыточного предложение все еще слишком много.
Если же посмотреть на данные EIA, то в октябре 2014 г. добыча упала со своих максимумов, но также снизился спрос. Разница между спросом и предложением в октябре составила 1,19 млн баррелей в сутки. В декабре показатель упал до 0,68 млн баррелей, но вырос до 0,97 млн баррелей в сутки в январе 2015 г. Это неудивительно, так как спрос, как правило, падает в первой части года.
Последние данные EIA свидетельствуют о том, что добыча в США все еще продолжает расти, поэтому реальных серьезных причин для роста цен просто нет.
При этом нельзя исключать, что по итогам февраля спрос и предложение будут очень близки к балансу, но уже в марте вновь будет зафиксирован ощутимый избыток предложения.
После этого разрыв будет сокращаться, до тех пор пока примерный баланс не будет достигнут. Ожидается, что это произойдет в сентябре 2015 г., и он будет сохраняться до конца года. Именно тогда должен произойти стабильный и ощутимый рост цен.
В EIA, видимо, считают, что в III квартале добыча в США и Канаде упадет достаточно для того, чтобы на рынки вернулся баланс. Если же ОПЕК сократит добычу, то это даже лучше для более тщательного балансирования нефтяного рынка.
Небольшой скачок цен в конце января и сейчас, возможно, связан с закрытием коротких позиций трейдерами в конце месяца и вхождением на рынок тех, кто готов к рискам и намерен получить максимальную прибыль от ожидающегося ралли.
При этом нефтеперерабатывающие заводы готовятся к летнему автомобильному сезону, поэтому не будут покупать столько же нефти, сколько в настоящее время. Это означает снижение спроса и давление на цены.
С другой стороны, запасы нефти в США могут продолжить увеличиваться, достигнув 70-75% от максимального объема, и это будет оказывать давление на стоимость WTI до конца 2015 г. Грубо говоря, цены на нефть будут расти, когда что-то материальное произойдет.
Такое событие может произойти в конце лета, до того как появятся первые данные о существенном падении добычи нефти в Северной Америки. Это могут быть действия ОПЕК или геополитические события.
Любые из них будут совпадать с повышением цен. То есть в этом году цены будут восстанавливаться, но насколько сильным будет рост, пока не ясно.