06 February 2018, 16:42
Каддафи уже давно нет, а с нефтью что?
Воровство, коррупция, отсутствие правосудия являются реальной угрозой для выживания Ливийской нефтяной промышленности.
Должно ли это волновать кого-либо за пределами Ливии? Должно. Как минимум, ОПЕК, США и Европу.
На первый взгляд, для National Oil Corp. 2017 стал хорошим годом. Конец 2016 года тоже был хорошим. Объемы добычи нефти компании в период с третьего квартала 2016 года по последний квартал 2017 года утроились. С таким ростом показателей не поспоришь.
Однако, до уровня нефтедобычи, предшествующего свержению Каддафи, ещё далеко. Более того, восстановление нефтяной промышленности как таковое находится под угрозой.
Рис. 1 Ливия на полпути к восстановлению дореволюционных показателей нефтедобычи, но имеются сомнения в возможности дальнейшего роста
Председатель National Oil Corp. Мустафа Саналла на прошлой неделе на конференции в Лондоне рассказал интересную историю. В конце прошлого года он отправил несколько своих людей расследовать случаи контрабанды топлива на западе страны. В результате, было обнаружено, что 83 процента заправочных станций оказались нерабочими, несмотря на то, что поставки топлива они получали. Почти все эти “заправки-призраки” были построены после 2010 года. Мустафа приказал прекратить поставки топлива на эти заправки. Но не сработало. Четыре дня спустя после издания приказа ему пришло письмо от Премьер-министра о том, что приказ незаконен. Видимо, хорошие связи у этих контрабандистов.
Хотя такого рода криминальные действия напрямую не влияют на NOC, которая, предположительно, получила оплату за все свои поставки, они могут повлечь дефицит топлива на местах, что вызывет возмущение у населения. И это возмущение, в свою очередь, отразится на делах компании, являющейся позвоночником всей ливийской экономики.
Воровство имущества компании очень распространено, и определенные группы граждан зачастую прибегают к блокаде нефтяных месторождений, трубопроводов и экспортных терминалов. Так, произошедшая в ноябре блокада группы месторождений Sara повлекла сокращение нефтедобычи на 55,000 баррелей в день и обошлась государству более чем в $280 млн. Эти затраты также непосредственно отразились на NOC.
Как и ряду госучреждений, NOC приходится бороться за финансирование, источники которого, мягко говоря, не полностью прозрачны.
Саналла говорит, что в 2017 году NOC получила лишь половину от планируемого бюджета капиталовложений. Это подрывает не только перспективы роста объемов нефтедобычи, но и ставит под удар текущее состояние отрасли.
На первый взгляд, эта грустная картина должна помочь ОПЕК достичь своей цели по устранению перенасыщения на рынке нефти. В конце концов, рост объемов добычи нефти именно в Ливии подпортил результаты ОПЕК, достигнутые ей в рамках соглашения об ограничении объемов добычи нефти.
Однако, министру Саудовской Аравии Халиду Аль-Фалиху, вероятно, придется ещё раз подумать над комментариями, сделанными им в Мускате на встрече ОПЕК в прошлом месяце. Он заявил, что Ливии следует сконцентрироваться на увеличении доходности, а не на увеличении объемов добычи. С точки зрения увеличения доходности, высокие цены — только плюс. Но увеличение объемов добычи нефти способствует сокращению цен.
В краткосрочной перспективе полагаться на высокие цены в целях увеличения доходности — это нормально. Но, как хорошо известно Аль-Фалиху, чтобы в долгосрочной перспективе извлечь выгоду из перебалансировки рынка, необходима база для увеличения производительности. А у Ливии её нет.
Легкая сладкая нефть, добываемая в Ливии, ближе по качеству к сланцевой нефти из США, чем к нефти стран Ближнего Востока. Если будет добываться больше ливийской нефти, то спрос на нефть из США будет сокращаться. ОПЕК это должно быть выгодно.
Несмотря на конкуренцию, США также могут извлечь выгоду из помощи Ливии. NOC желает инвестировать в восстановление нефтяной отрасли $20 млрд. в течение ближайших трех лет. Кроме того, компания откроет свой единственный зарубежный офис в Хьюстоне. Как сказал Саналла в ноябре, американские высококлассные производители оборудования и нефтесервисные компании находятся в центре внимания NOC.
Да, вероятно, это цинично — пытаться привлечь внимание президента США, который думает исключительно о благополучии своей нации, но такое решение NOC также дает ясный сигнал американским нефтесервисным компаниям и операторам, которые имеют с Ливией давние связи. И дело не только в одном лишь размере ливийских инвестиций. США также импортируют около 70,000 баррелей ливийской нефти в день.
Рис. 2 Европейские покупатели доминируют, но ливийская нефть распространена по всему миру
Так что когда Саналла призывает весь мир помочь его компании, так и следует поступить.
Участникам рынка выгодно помочь обеспечить Ливию тем, что ей необходимо в первую очередь, в том числе, инвестициями, стабильным обществом и надежным правительством.