09 October 2024, 14:41
Интерконнекторы Северная Африка-Европа могут обеспечить 24 ГВт чистой энергии
Переход Европы на более экологичную энергетику набирает обороты, и Северная Африка станет ключевым фактором, способствующим этому процессу. Благодаря увеличению мощностей солнечной и ветровой энергетики, снижению спроса на электроэнергию и частичному восстановлению гидроэнергетики и атомной энергетики в последние годы энергобаланс Европы становится все более экологичным.
По прогнозам Rystad Energy, к 2035 году 73% электроэнергии на континенте будет производиться из экологически чистых источников, а импорт из Северной Африки может обеспечить до 24 гигаватт (ГВт) через подводные интерконнекторы, что обеспечит Европу надежным источником экологически чистой энергии.
В настоящее время Марокко является единственной африканской страной, соединенной с Европой двумя высоковольтными кабелями, ведущими в Испанию, мощность каждого из которых составляет 700 мегаватт (МВт). Планируется прокладка третьего кабеля такой же мощности, который в дальнейшем будет поддерживаться крупными проектами, такими как проект Xlinks Великобритания-Марокко, предусматривающий создание 11,5 ГВт возобновляемой мощности, 22,5 гигаватт-часов (ГВтч) аккумуляторных накопителей энергии, а также подводное соединение между Великобританией и Марокко мощностью 3,6 ГВт.
В настоящее время разрабатываются и другие интерконнекторы, к примеру, инициатива GREGY между Грецией и Египтом, а также проект ELMED-TUNITA между Тунисом и Италией, который привлек значительные инвестиции со стороны правительств и финансовых институтов.
С учетом реализации этих трех инициатив в Северной Африке потребуется задействовать около 7,2 ГВт мощностей интерконнекторов и 23 ГВт мощностей возобновляемых источников энергии для поддержки Европы. В том числе 13,5 ГВт солнечной энергии и 9,5 ГВт наземной ветроэнергетики, что потребует инвестиций в размере более 27,5 млрд долларов на развитие проектов по возобновляемым источникам энергии. Если предположить, что вся электроэнергия, вырабатываемая на этих источниках энергии, отправляется в Европу, то три интерконнектора, работающие на максимальной мощности, смогут ежегодно вырабатывать около 55 тераватт-часов (ТВтч), что в настоящее время составляет 1,6% от общего объема производства электроэнергии в Европе и потенциально может заменить около 6% европейского производства электроэнергии на ископаемом топливе.
«Потенциал возобновляемой энергетики Северной Африки коррелирует с целью Европы снизить зависимость от российского природного газа. Географическая близость региона делает его естественным местом для взаимоотношений покупателя и продавца, что приводит к реализации крупномасштабных проектов в области солнечной и ветряной энергетики, а также прокладке подводных кабелей через Средиземное море и даже в Великобританию. Пик использования энергии ветра в Европе приходится на зиму, а солнечной энергии — на лето, что позволяет сбалансировать колебания в энергоснабжении. Это помогает диверсифицировать источники энергии и сократить использование ископаемого топлива в энергетическом секторе Европы», — заявил Ниведх Дас Тхайкооттатхил, старший аналитик отдела исследований возобновляемых источников энергии и энергетики в Rystad Energy.
Рис 1. Производство электроэнергии в Европе по источникам энергии (ТВтч) Источник: Rystad Energy
Северная Африка — развивающийся игрок в области энергоперехода в Средиземноморье, где ежегодная выработка электроэнергии превышает 400 ТВтч, а уровень доступа к электроэнергии в этом регионе самый высокий в Африке. Регион играет ключевую роль в развитии наземных ветряных и солнечных фотоэлектрических установок: более 350 ГВт проектов находятся на различных стадиях разработки, большинство из них — на стадии разработки концепции.
Северная Африка, где установлено более 8 ГВт солнечных и наземных ветряных установок, представляет собой убедительный аргумент в пользу возобновляемых источников энергии, особенно с учетом того, что за последнее десятилетие стоимость электроэнергии, рассчитанная по нормативу (LCOE), для этих технологий значительно снизилась — с 55-70 долларов за мегаватт-час (МВтч) до менее 50 долларов за МВтч.
Кроме того, в регионе расположены одни из крупнейших в мире фотоэлектрических установок, в том числе египетский солнечный комплекс Benban, который является крупнейшим солнечным проектом в Африке. Расположенный в провинции Асуан, комплекс состоит из 41 отдельной солнечной фотоэлектрической установки, имеет площадь 37 квадратных километров, и настолько велик, что его можно увидеть из космоса.
До прошлого года в Марокко располагалась крупнейшая в мире солнечная электростанция — солнечный комплекс Noor Ouarzazate мощностью 510 МВт. В Noor I и II используется технология концентрированной солнечной энергии (CSP) и 12-метровые мобильные параболические зеркала, а в Noor III — солнечная башня. Проект был разработан по модели BOOT (Build – Own – Operate – Transfer или «Строй – Владей – Эксплуатируй – Передавай») консорциумом ACWA Power Ouarzazate, в который входят саудовская компания ACWA Power, Марокканское агентство по солнечной энергии (Masen), испанские компании Aries и TSK. Кроме того, крупнейшие в Африке ветроэнергетические проекты находятся в Египте, в частности, ветропарки Gabal El Zeit мощностью 580 МВт и Zaafarana мощностью 545 МВт.
Солнечные панели в залитой солнцем Северной Африке могут втрое увеличить свою производительность по сравнению с европейскими, благо места для таких проектов здесь предостаточно. Расположенный в пределах солнечного пояса Земли, регион ежедневно вырабатывает фотоэлектрическую энергию в диапазоне от 4,8 до 5,6 киловатт-часа (кВтч) на киловатт-пик (кВт*ч), по сравнению с 3,6-4,8 кВтч на кВт*ч в Европе.
Северная Африка также обладает значительным ветровым потенциалом, где скорость ветра составляет в среднем от 7 до 10 метров в секунду. Такое различие в энергетическом потенциале отражается на коэффициентах мощности как солнечной энергии, так и наземной ветроэнергетики, причем в североафриканских странах наблюдаются более стабильные тенденции, чем в странах Южной Европы.
Рис 2. Подводные HVDC-кабели в/из Европы Источник: Rystad Energy
Своевременному завершению проектов по возобновляемой энергетики в Северной Африке в первую очередь препятствуют ограничения в цепочке поставок. В условиях ограниченности местных производственных мощностей регион вынужден в значительной степени полагаться на импорт для удовлетворения растущих потребностей в солнечной и ветровой энергии. Такая зависимость не только подвергает Северную Африку рискам, связанным с цепочкой поставок и волатильностью цен, но и указывает на значительную уязвимость ее энергетической стратегии. Аналогичные трудности ожидаются в сфере производства и закупок высоковольтных линий электропередачи постоянного тока (HVDC).
Однако в ближайшие годы доступность HVDC-сетей и подводных кабелей сверхвысокого напряжения (EHV) будет сопряжена со значительными трудностями. По состоянию на 2023 год более 50% этих кабелей производится в Европе, и в настоящее время в мировом обороте находится около 9000 километров. Ожидается, что к 2030 году на новых заводах-изготовителях этот запас увеличится примерно до 16 000 километров. Однако по прогнозам Rystad Energy, к 2030 году спрос превысит 75 000 километров, что обусловлено потребностью в высоковольтных интерконнекторах постоянного тока и экспортных кабелях для морских ветряных электростанций. Это может привести к дисбалансу спроса и предложения, что потребует вмешательства азиатских производителей, а европейские компании будут вынуждены срочно наращивать производственные мощности, чтобы удовлетворить спрос.
В дополнение к проблемам в цепочке поставок, финансовые трудности могут еще больше задержать сроки реализации проектов, особенно если учесть, что многие инициативы находятся на ранних стадиях разработки. Сотрудничество между многочисленными поставщиками и подрядчиками имеет решающее значение для завершения производства и монтажа кабеля в срок от двух до трех лет. Одновременная разработка проектов солнечных фотоэлектрических и наземных ветряных электростанций также поможет минимизировать задержки и решить проблемы, связанные с целостностью кабелей и стоимостью хранения.
ФАС и Минэнерго предложили установить норматив продаж газа на бирже