Инфляция в Турции снижается гораздо быстрее, чем ожидалось
Инфляция в Турции снизилась впервые за последние восемь месяцев. Это более быстрое, чем ожидалось, снижение с пика, достигнутого в мае, которое указывает на резкое снижение темпов роста потребительских цен в летние месяцы.
Данные, опубликованные в среду, показали, что потребительская инфляция снизилась до 71,6% в июне с 75,5% в предыдущем месяце. Месячный рост цен, предпочтительный показатель Центрального банка, составил 1,6%.
«Процесс дезинфляции начался», – написал министр финансов Мехмет Шимшек в социальной сети.
Ни один экономист, опрошенный агентством Bloomberg, не прогнозировал столь резкого замедления. Медианные прогнозы аналитиков предполагали годовой темп роста на уровне 72,6% и ежемесячный прирост на 2,2%.
После публикации данных государственные облигации в лире выросли, при этом доходность по двухлетним и 10-летним ценным бумагам упала на 62 базисных пункта и 22 базисных пункта соответственно. По состоянию на 10:21 утра в Стамбуле турецкая валюта немного компенсировала потери и торговалась практически без изменений.
В Турции начинается новый этап после двухлетнего кризиса стоимости жизни, вызванного одним из самых высоких в мире темпов роста цен. Чиновники оптимистично полагают, что замедление роста цен ознаменует начало быстрой дезинфляции после агрессивного цикла ужесточения кредитно-денежной политики, в результате которого ключевая процентная ставка менее чем за год выросла на 40 процентных пунктов до 50%.
Инвесторы внимательно следят за тем, как будет развиваться замедление темпов роста, вкладывая средства в местные активы. Дальнейшая траектория также определит, когда директивные органы задумаются о снижении процентных ставок. Ранее чиновники предупреждали, что их подход будет оставаться жестким «до тех пор, пока не произойдет значительное и устойчивое снижение основной тенденции» месячной инфляции.
«Инфляция может замедлиться до 50% или даже немного ниже в августе», – заявил Туфан Комерт, директор по стратегии глобальных рынков BBVA в Лондоне.
«После этого падение инфляции замедлится, поскольку эффект благоприятной базы начнет рассеиваться, но воздействие жесткой денежно-кредитной политики и, следовательно, восстановления экономики станут более результативными», – сказал он.
Тем не менее многие экономисты считают, что инфляция в конце года превысит целевой показатель Центробанка в 38%, при этом резкое снижение цен в июле и августе во многом обусловлено статистическим эффектом высокой базы с 2023 года.
Ранее на этой неделе Шимшек заявил, что важно, чтобы инфляция снизилась ниже 42% — верхний диапазон прогнозов Центробанка на конец года, но все еще примерно в восемь раз выше официального целевого уровня в 5%.
«Рост цен на продукты питания и одежду оказался ниже наших ожиданий, но основные тенденции показывают, что в некоторых секторах, включая сферу услуг, где годовая инфляция остается выше 95%, рост цен по-прежнему сохраняется», – считает экономист Сельва Бахар Базики.
В то время как инфляционные ожидания участников рынка снижаются, прогнозы домохозяйств оказываются более устойчивыми: рост цен ожидается на уровне 71,5% в годовом исчислении.
Необоснованные ожидания могут привести к увеличению расходов, если потребители будут полагать, что в будущем цены продолжат расти. Центробанк заявил, что внутренний спрос все еще находится на «инфляционном уровне». Тем не менее ужесточение денежно-кредитной политики оказывает влияние на экономику.
Показатель активности в производственном секторе Турции, составляемый Стамбульской торговой палатой и S&P Global, уже три месяца находится ниже отметки в 50 пунктов, которая отделяет расширение от сокращения. При этом в июне компании повысили отпускные цены в наименьшей степени за четыре с половиной года.
В дальнейшем основное внимание будет уделяться фискальным мерам, предпринимаемым в дополнение к подходу Центробанка. «До сих пор такие стимулирующие меры, как план досрочного выхода на пенсию и значительный рост заработной платы в начале года, ограничивали или ослабляли эффект от ужесточения политики», – сказал Эркан Эргузел, экономист Barclays Plc.
Российские нефтяники назвали сроки достижения независимости от иностранных технологий