Газовый экспорт: Россия vs Норвегия
Аналитическая компания Rystad Energy отмечает рекордный уровень экспорта газа в европейском направлении из обеих стран в 2017 г. Россия в прошлом году отправила в Европу (включая Турцию) 194 млрд куб. м газа (+15 млрд куб. м по сравнению с 2016 г.), а Норвегия — 122 млрд куб. м газа (+9 млрд куб. м за год). Два главных экспортера газа в Европу последовательно увеличивают поставки в европейские страны. Но как долго и в каком объеме смогут они наращивать экспорт?
Как отмечает Rystad Energy, обе страны увеличили поставки с 2014 г. «Рост экспорта обеспечивает надежность поставок в Европу. Стратегия, которой придерживаются и Россия, и Норвегия, заключается в поддержании доли на рынке, что приносит пользу европейским потребителям. Цены на газ в Северной Европе стабилизировались», — отмечает Карлос Торрес-Диас, вице-президент Rystad Energy Gas Markets. Кроме того, российская и норвежская стратегии на газовом рынке европейских стран стали барьером для масштабного притока американского сжиженного природного газа в этом направлении. Основной поток СПГ из США в 2016–2017 годах был направлен на растущие рынки Азии и Латинской Америки.
В дальнейшем норвежская Rystad Energy ожидает укрепления позиций России на газовом рынке европейских стран, тогда как позиции Норвегии будут ослаблены сокращением добычи газа в рамках нескольких крупных шельфовых проектов. Прогнозируется, что к 2020 г. производство газа на Ормен Ланге, Осгард и Квитебьйорн снизится на 10 млрд куб. м по сравнению с показателями, зафиксированными в 2017 г. Падение добычи лишь частично будет компенсировано запускаемым в 2018 г. крупным месторождением Оста Ханстин в Норвежском море. Этот проект в ближайшие два года сможет выйти на добычу в 8,6 млрд куб. м газа в год.
Все это происходит на фоне сокращения производства газа в Европе. Так, власти Нидерландов могут ограничить добычу газа на месторождении Гронинген на уровне 12 млрд куб. м в год (с современных 21,6 млрд куб. м в год). С 1 февраля остановлена добыча на одном из участков месторождения в общине Лопперсюм в провинции Гронинген. В перспективе добыча газа на Гронингене должна полностью прекратиться из-за сильных землетрясений. Одно из последних произошло на севере Нидерландов 8 января 2018 г. Окончательное решение о сокращении добычи на Гронинген власти страны планируют принять до конца марта текущего года. Очевидно, что ожидаемые поставки с норвежского Оста Ханстин не смогут закрыть образующуюся «дыру» в европейской газодобыче.
Норвежская Rystad Energy видит в увеличении российского экспорта главную возможность для покрытия возможного дефицита газа в Европе. «Рост производства сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» и завершение строительства трубопровода «Сила Сибири» приведут к увеличению российского экспорта газа в Азию. Однако наращивание добычи природного газа и реализация трубопроводных проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» «Газпрома» создают возможности для роста экспортных поставок газа на основной для России европейский рынок», — утверждает Торрес-Диас.
Тем временем, стоимость строительства «Турецкого потока», поставки по первой ветке должны стартовать в 2019 г., выросла на 1 млрд долларов. «Газпром» предполагает финансировать строительство проекта из собственного «кармана», поскольку зарубежные банки не проявили заинтересованности к участию в финансировании этого проекта. Прогресса в переговорах по второй ветке, по которой должны были пойти поставки на границу Турции с ЕС, пока нет. «Северный поток-2» (строительство стартует в 2018 г.) вызывает особые нарекания со стороны экологических организаций, а Еврокомиссия предъявляет новые требования к реализации проекта. На этом фоне в 2018–2019 гг. в Европе открывается ниша, в особенности, в Нидерландах (страна уже располагает крупнейшим СПГ-хабом) для наращивания в европейском направлении поставок сжиженного природного газа. Источником этих поставок могут выступить самые разные страны-производители СПГ: и США, и Катар, и Россия.