07 March 2018, 09:45
Финотчет Exxon: Россия, резервы и перестройка
Ежегодный финансовый отчет Exxon Mobil Corp, опубликованный на этой неделе, похож на диагноз работе предшествующего директора компании, который сейчас уже занят совершенно другими делами. Один из самых интересных моментов отчета — информация о том, что Exxon откажется от ряда совместных с Роснефтью проектов, которые за последние годы всё равно утратили свой потенциал из-за санкций против России. Это серьезно. Ведь Россия представлялась компании как площадка для новых мега-проектов, которые являются важным элементом плана развития Exxon в 2020-ые.
Сотрудничество с Роснефтью должно было стать существенной частью наследия Рекса Тиллерсона. С другой стороны, эти сведения из отчета Exxon лишь подтвердили то, что всем и без того было известно.
Так что захват Крыма Россией явно не сыграл на руку компании. Ряд других сделок Тиллерсона тоже оказались неудачными. Так, например, приобретение XTO Energy Inc. в 2010 году за $41 млрд. было осуществлено аккурат перед падением цен на природный газ. Кроме того, выход компании на иракский рынок помог Exxon сберечь баррели в крупной разработке, но лишь при условии сокращения маржи до минимума.
Все эти усилия были направлены в значительной степени на создание резерва, способного заместить 4 млн. баррелей нефтяного эквивалента, которые Exxon качает каждый день. Подобная мотивация движет всеми нефтегазовыми компаниями, но существует риск переплатить за контракты или инвестировать в слабые проекты. Это подтверждают и сведения, содержащиеся в отчете.
Exxon, подобно своему конкуренту — Chevron Corp., демонстрирует отличные показатели замещения резервов в 2017 году после нескольких не слишком удачных лет.
Рис. 1 Exxon опубликовала хорошие показатели замещения в 2017 году
Последствия контрактов, заключенных Тиллерсоном, стали особенно заметны в 2015 и 2016 годах. В результате ревизий, резервы природного газа в США сократились примерно на 8.4 трлн. кубических футов в свете снижения цен (при снижении цен, часть газовых резервов становятся нерентабельными и потому исключаются из статистики). В 2016 году Exxon даже пришлось сократить свои газовые активы в США — это для компании неслыханный шаг.
Вместе с тем, из статистики были изъяты резервы гигантского проекта Kearl в Канаде, который пострадал из-за ряда задержек, приведших к сокращению прибыли компании. Это также произошло из-за сокращения цен. В итоге, показатели замещения в 2016 году оказались критически низкими.
За последние пять лет показатель замещения Exxon, в среднем, был неутешительным, в основном, из-за катастрофического 2016 года.
Рис. 2 За последние пять лет показатель замещения резервов у Exxon был слабым, в особенности, в отношении природного газа
Увеличение цен на нефть помогло в определенной степени исправить эту ситуацию. В прошлом году Exxon увеличила показатель резервов природного газа на 700 млрд. кубических футов. Ещё одним важным обстоятельством стало приобретение новых резервов в прошлом году.
В особенности Exxon проявила активность в отношении американской трудноизвлекаемой нефти. Компания потратила $5.6 млрд. на одну только сделку по приобретению активов в Permian Basin. Важность прошлогодних приобретений компании можно оценить, взглянув на статистику Exxon за последние пять лет и сравнив изменение показателей в 2017 году с аналогичными изменениями у Chevron, которая доложила о 166 процентах замещения резервов:
Рис. 3 Замещение резервов Exxon в 2017 году во многом обусловлено приобретениями новых активов
Рис. 4 Увеличение резервов Exxon в 2017 году в равной степени обусловлено ревизиями, приобретениями активов, расширениями и новыми открытиями. У Chevron ситуация обратная
Последние приобретения Exxon — это как многомиллиардная шопотерапия, которая помогает компании преодолеть ошибки прошлого.
В результате сворачивания проектов в России и из-за сложностей с проектами в Канаде, Exxon пришлось раскошелиться и занять более весомую позицию на рынке сланцевой нефти. Компания заверяет, что сможет заниматься сланцем согласно своей обычной бизнес-модели.
Неудачи с Россией характеризуют наследие Тиллерсона, но его преемнику, судя по всему, предстоит полностью сфокусироваться на восстановлении деловой репутации намного ближе к дому.