25 November 2011, 18:30
ФАС: Топливные цены в России будет контролировать закон
Федеральная антимонопольная служба вынесет на суд регионов Северо-Запада два законопроекта, призванных стабилизировать ценообразование и оборот на рынке топлива. На недавнем заседании в аппарате полпреда по СЗФО было решено — только прозрачность и сбалансированность рынка приведет к справедливому ценообразованию.
Как отметили в полпредстве, динамика цен на топливном рынке заставляет задуматься — с сентября по декабрь 2010 года стоимость 95 бензина выросла на 10%, 76 — на 20%, 92 — на 11%, дизельного топлива — на 9,6%. На фоне наблюдающейся инфляции эта картина неудивительна, однако представители антимонопольной службы утверждают, что в общей политике операторов нефтяного бизнеса наблюдается диссонанс с существующей тарифной политикой. Разрыв в регулируемых тарифах с показателями, при которых они будут экономически обоснованными, отмечен практически во всех регионах Северо-Запада. Более того, уже из каждого региона округа поступали просьбы об ассигнованиях на покрытие убытков на топливном рынке. Ситуация обостряется еще и тем, что теперь надо принять во внимание плохо подготовленные к зиме социальные объекты, которое Минобороны передало в ведение муниципальных образований, об их зимнем содержании тоже надо позаботиться.
Больные места топливного рынка округа не видны на первый взгляд. Однако на фоне роста прибыли региональных отделений крупнейших российских компаний более мелкие операторы вынуждены работать себе в убыток, что в итоге бьет по потребителю, так как для выхода и ситуации цены вынужденно повышаются.
Как сообщил заместитель полпреда по СЗФО Сергей Зимин, сейчас уже начинает просматриваться конкретная госполитика в области топливных тарифов. Так, ФАС разрабатывает два проекта федеральных законов — о ценообразовании и обороте нефтегазопродуктов.
— Мы должны будем вынести их на обсуждение во всех регионах округа, чтобы определить, насколько здесь высока потребность в мерах госрегулирования, — заявил Зимин, — и чем быстрее все регионы договорятся, тем лояльнее будут эти акты.
Глава управления топливно-энергетического комплекса Центрального аппарата ФАС Надежда Дианова пояснила, в чем заключатся суть двух законодательных инициатив.
— Мы считаем, что топливный рынок должен стать более лояльным и прозрачным, — отметила она. — Поэтому необходимо разделение учета топливных компаний и их обособление по видам деятельности. Кто-то может счесть эти меры жесткими, однако мы считаем, что это не так, если ситуация не изменится, могут потребоваться более сильные меры.
Второй законопроект призван выделить три основных ценовых индикатора для топливного ценообразования. Это биржевые цены, образованные на конкурсных биржевых торгах; цены в зарегистрированных внебиржевых контрактах и третье — цены мирового топливного рынка, привязка к которым обязательно должна быть у наших операторов, так как это облегчит и работу госзаказа, и сориентирует потребителя. Оба законопроекта находятся на рассмотрении a Минфине.
По данным ФАС, если несколько лет назад темпы роста цен на нефтепродукты были выше темпов роста цен на нефть, то теперь мы наблюдаем обратную картину. В 2011 году по сравнению с 2010 нефть впервые подорожала вдвое, в то время как нефтепродукты всего на 40%. В целом потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке выросло из-за того, что предприятия не готовы к модернизации производства и переходу на новый технический регламент — это сдерживающий фактор для поставок нефтепродуктов. В ряде регионов снижаются поставки для дочерних и независимых топливных предприятий. Чтобы подтолкнуть нефтяные компании к росту поставок, ведомство инициировало соглашение по модернизации, включающее в себя закупку нового оборудования, проведение строительно-монтажных работ, а также прописанную ответственность компаний за качественные показатели топлива. На данный момент соглашение подписано 16 компаниями.
Генеральный директор петербургского Нефтяного клуба Олег Ашихмин описал ситуацию как плачевную. Если верить исследованиям ФАС, то временное снижение цен на нефтеперерабатывающих заводах составляет 2-3%, а цены мелкооптовых компаний даже имеют тенденцию к постоянному росту. При этом вертикально интегрированные компании (ВИНКи) обязаны реализовывать 15% продукции через биржевые торги, что никак не гарантирует рентабельной работы розницы, пишет Российская газета.
— Однако некоторые компании не продают на биржах, — рассказал Ашихмин, — а крупные объемы продукта по сниженным ценам реализуют своим дочерним компаниям, остальные же просто не допущены до этих сделок. В итоге дочерние компании устанавливают на АЗС цены чуть ли не ниже себестоимости: за 92 бензин — 24, 99 рублей за литр, при этом в Петербурге эта цена ниже оптовой и биржевой. Таким образом, купить по такой цене, чтобы конкурировать с дочерними компаниями, независимые операторы просто не могут. Более того, местные ВИНКи не продают объемы, ссылаясь на дефицит, либо реализуют его по розничной цене в собственные сети.
Председатель совета директоров Петербургской топливной компании Юрий Антонов рассказал, что на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже с лета сложилась ситуация, когда ее покинули практически все игроки.
— В итоге альтернативы здесь нет, и с ценами творится что угодно. Цены, по которым покупают топливо на бирже, невозможно выставить в розницу, — пояснил он. — Уже пять месяцев топливно-энергетический комплекс Петербурга «минусует», в условиях, когда, например, 32 тысячи рублей стоит тонна дизеля. Ни одна вертикально интегрированная топливная компания не ответила на наш запрос по обоснованию таких цен, также нам не удается получить информацию по договорам на 2013 год. С июля месяца по действующим договорам мы не получили ни одной тонны топлива, хотя уже при снижении наших объемов на 25% Петербург остановится — мы не конечный потребитель, а поставщик по 700 договорам для транспортных, социальных, охранных компаний, скорой помощи и полиции. Ежемесячно нам требуется приобретать 75-80 тысяч тонн топлива.
Руководство товарно-сырьевой биржи Петербурга обещает проработать единую торговую систему, которая помогла бы ценообразованию «без перекосов». Существующий дефицит топлива, создающий дисбаланс опта и розницы, спроса и предложения, должен быть ликвидирован в скором времени при создании единого биржевого механизма, который будет выгоден всем игрокам топливного рынка. Когда именно этой произойдет, пока не уточняют.