09 August 2011, 15:30
ФАС готовит новый закон, который наведет порядок на топливном рынке
Федеральная антимонопольная служба России готовит новый законопроект, который будет регулировать деятельность крупных нефтяных компаний в регионах. Кроме того, ФАС намерена обязать нефтяников маркировать топливо согласно экостандартам, а также упорядочить ценообразование на топливном рынке страны.
О новые проектах рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин «Российской газете». В частности, по его словам, антимонопольная служба готовит новый законопроект, который запретит крупным нефтяным компания увеличивать количество своих заправок в тех регионах страны, где их доля рынка превышает 50%.
«В регионах, где доминирует одна нефтяная компания, цены на топливо на 2-5% выше по сравнению с соседними регионами, где конкурирует значительное количество АЗС на розничном рынке. Поэтому применение норм нового законопроекта позволит не допускать возникновение или усиление доминирующего положения отдельных групп и игроков, а значит, защищать конкуренцию и, в конечном счете, потребителя», — прокомментировал Голомолзин новшество.
По словам представителя ФАС, проблемы с высокими ценами и нехваткой топлива возникают на тех рынках, где отсутствует конкуренция. Новый закон четко прописывает «пороги, превышение которых приводит к ограничению конкуренции».
Одним из благоприятных последствий закона должно стать увеличение игроков на топливном рынке. «Во-первых, после того как закон начнет активно применяться в тех регионах, где сейчас доминирует одна компания, войдут другие нефтяные компании. Во-вторых, появится дополнительный потенциал для развития независимых АЗС», — уверен чиновник.
Помимо нового законопроекта планируется принятие ряда других мер, направленных на стабилизацию топливного рынка. Голомолзин упомянул дифференциацию акцизов на бензин в зависимости от его экологического класса, а также рассмотрение возможности маркировки топлива на заправках и в чеках. «У вас, как у потребителя, будет возможность, в случае если вам продали бодяжное топливо, обратиться с жалобой в соответствующие надзорные органы. А те заправки, которые продают низкокачественное топливо, могут быть наказаны не только органами внутренних дел, но понести ответственность по фактам недобросовестной конкуренции, например, за введение в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества топлива», — пояснил представитель службы.
Еще одной нормой может стать обязательство нефтяных компания обособить свои заправки в отдельные юридические лица и продавать им топливо на общих условиях. В настоящее время НК могут продавать бензин на свои заправки значительно дешевле, чем остальным, создавая тем самым неравные условия конкуренции на рынке. Как правило, это приводит к завышению цен на независимых АЗС, пишут АвтоВести.
Законопроект об обороте нефтепродуктов предполагает, что все компании будут регистрировать информацию по совершенным сделкам на бирже. Обработанные данные будут публиковаться, создавая более реальную картину ситуации на топливном рынке: по каким ценам реализуется бензин. «Мы хотим, чтобы эта процедура была обязательной для всех игроков рынка нефтепродуктов. Тем самым мы будем иметь первичную базу для оценки реальной стоимости топлива, проданного с НПЗ. Это существенно повышает прозрачность, улучшает ситуацию на рынке», — комментирует Голомолзин.
Еще один законопроект — о рыночном ценообразовании – находится в завершающей стадии. Согласно документу, предлагается отказаться от разовых существенных повышений акцизов на топливо, а делать это часто, но помалу. «Мы также предлагаем акцизы менять раз в месяц в зависимости от цен внешнего рынка. Так это происходит сегодня с пошлиной на нефтепродукты, когда размер пошлины меняется раз в месяц в зависимости от конъюнктуры цен внешнего рынка», — заявил представитель ФАС, добавляя, что такое решение позволит снижать расходы, которые несут как нефтяные компании, так и потребители. «Цены не должны колебаться существенно и, соответственно, не должны существенно расти при росте цен на внешнем рынке», — пояснил Голомолзин.