22 June 2022, 12:19
Дизельный шок в США
Дизельный шок: инфляционный рост цен неизбежен, так как резервы упали до самого низкого уровня за всю историю, а нефтепереработка снизилась.
На глобальных рынках дизеля и бензина наблюдается маржа переработки в пределах 50-60 долларов США за баррель (барр.), что указывает на заметное отставание в переработке нефти. Сокращающийся объём предложения не даёт адекватно отреагировать на ситуацию и выбирать между дизелем или бензином. Нестабильная ситуация вызвана тем, что запасы во всём мире находятся на самом низком уровне за всю историю, вследствие чего амортизация не представляется возможной. Недостаточная нефтепереработка в России по причине перебоев при эксплуатации скважин создали так называемую топливную «дыру» в объёме более 1 млн баррелей в день (барр. д.) в Европе, которую не так уж легко заткнуть, как показало исследование Rystad Energy.
«Дизель представляет собой кровеносную систему глобальной экономики, которая незаменима для таких жизненно важных секторов, как сельское хозяйство, строительство и транспортная система – его цена влияет практически на все цепи поставок и товары. Государственные органы сталкиваются с принятием трудных решений. Они могут помочь потребителям, снизив налоги на дизель, но это, по всей вероятности, только лишь повысит спрос, что может поддержать общую экономику, но ещё усугубит тяжёлую ситуацию с предложением, существующую на данный момент. Если предложение не улучшится, государственные органы будут вынуждены ввести чрезвычайные планы в целях ограничения продаж потребителям для большей уверенности в том, что основные сектора продолжают функционировать», — говорит аналитик Rystad Energy Пер Магнус Нисвеен
Что касается спроса, то он активно восстанавливается, так как остаточные ковидные ограничения снимаются. Последние распоряжения от Центров по контролю и предотвращению заболеваний США (CDC), направленные на снятие требований по прохождению тестирования на Ковид по прилёту, являются одним из проявлений данной тенденции.
Переработка по регионам
Недостаточное предложение сырья создало дополнительные трудности и без того сокращающейся способности европейского перерабатывающего сектора функционировать. И это с учётом высоких показателей коэффициента использования. В Европе ускорилась тенденция на понижение, где терялось по 2 млн. барр. д. при переработке сырья с момента пиковой производительности в размере 17,5 млн. барр. д. в 2005 году. США столкнулись с похожей тенденцией и потеряли между 1 и 1,5 млн. барр. д. на производительности за последние 3-4 года. Реформы, направленные на поэтапный отказ от алкилационной технологии с применением фтористоводородной кислоты (HF) с целью сделать более доступным вакуумный газойль негативно повлияли на способность перерабатывающего сектора США увеличить производство бензина.
Вне Европейского Союза и США перерабатывающая мощность выросла, так как вырос внутренний спрос. Тем не менее, пандемия оказала сильное влияние на темп прироста. Многие проекты по переработке на Среднем Востоке, в Африке и Азии были задержаны из-за проблем в цепочке поставок и ресурсов. Недавние новости о нефтеперерабатывающем заводе в Нигерии Nigeria Dangote Refinery, который не может гарантировать начало пуско-наладочных работ, наглядный тому пример. Латиноамериканская перерабатывающая промышленность уже была на стадии упадка перед пандемией и мало что могла предложить рынку в тот период, не говоря уже о том, чтобы соответствовать современным вызовам.
Таким образом, затраты на переработку выросли вместе с затратами на природный газ, водород и другие энергоносители. По этой причине напряжённая ситуация в переработке, по мере восстановления спроса, вызвала беспокойство по поводу низких показателей предложения в большинстве стран. Многие сумели организовать более высокое покрытие за счёт запасов, но это обошлось не без трудностей, возникших в результате балансовых расхождений во внешнеторговых потоках.
Чтобы соответствовать растущему спросу, будет необходимо увеличить нефтепереработку до 4,6 млн. барр. д. в период с июня по август 2022 года по сравнению с текущим планом в размере 3,3 млн. барр. д.
Газо- и нефтехимическая система Азии не функционирует на высшем уровне, а спрос, связанный с пандемией, утих. Показатель маржи на бензин в Азии продолжает падать.
График 1. Запасы дизеля в США
График 2. Баланс дизеля, США
Временная отсрочка
Учитывая указанные выше показатели, Rystad Energy полагает, что лёгкое увеличение предложения бензина на этой неделе является лишь временным, и следует ожидать дальнейшего роста дефицита. Уровни запасов бензина в США продолжают свою тенденцию на понижение, от 246 млн. барр. в конце февраля 2022 года до 217 млн. барр. на настоящее время.
Выход из положения
Более высокое предложение нефти надлежащего среднесернистого качества существенно помогло бы. Выпуск правительством США 45 млн. дополнительных баррелей преимущественно лёгкой малосернистой нефти следует воспринимать как положительный сигнал. ОПЕК отстаёт от своих целевых показателей, но ожидаемое посещение Саудовской Аравии Президентом США Байденом является ключевой вехой для наблюдения. Нефтепереработка в Азии/Китае и на Среднем Востоке превышает внутренний спрос и готова предложить некоторую отсрочку для затыкания дыр в США и ЕС. Таким образом, глобально на данный момент переработка нефти будет отставать от спроса. Недостаточную нефтепереработку и экспорт продукта из России будет достаточно трудно покрыть совместными усилиями других стран. Высокие цены на дизель вызовут гиперинфляцию на глобальном уровне и указывают на возможное сокращение ВВП. Разрушение спроса может привести к рецессии и восстановить баланс, но это будет болезненно воспринято потребителями. Несмотря на это, ожидается твёрдое удержание маржи переработчиков на бензин и дизель в летний период в северном полушарии. Большинство будет лелеять надежды на умеренную коррекцию в период с августа до сентября 2022 года и далее.
На данный момент нефтепереработка напоминает сдутое колесо велосипеда при отсутствии насоса – сокращение с одной стороны для производства большего количества дизеля и реактивного топлива ухудшит предложение бензина и наоборот. Для перерабатывающих заводов это неожиданная удача, которая генерирует фантастическую прибыль. Не удивительно, что Президент США Байден кинул клич, что прибыль, намного превышающая нормальный уровень, является неприемлемой, и что отрасли необходимо принять меры для увеличения предложения.
«Газпром» переводит крупнейшее на Ямале месторождение на отечественное оборудование (Видео)